Ирина Губицкая
Консультация для родителей «Ребенок — дошкольник в медиамире»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок — дошкольник в медиамире
Интернет – помощник? Безусловно!
Интернет помогает нам учиться, творить и сотрудничать, помогает нам в таком сложном деле воспитания детей, помогает нам практически во всех сферах нашей деятельности. Интернет может стать хорошим помощникам и нашим детям. Однако нельзя забывать и о безопасности, иначе из помощника он может превратиться в угрозу, особенно для юных пользователей. Попробуем разобраться, когда Интернет – друг, а когда – враг.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок — дошкольник в медиамире“» размещена в разделах
Для того чтобы Интернет не стал врагом необходимо развивать у детей-зрителей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране. Здесь, конечно же, огромная роль отводится родителям – первым советчикам и консультантам ребенка в огромном медийном мире.
Сегодня значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности детей с раннего возраста.
Главным условием освоения медиабезопасности является совместная деятельность со взрослыми.
Согласно данным современных исследований среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет. Так называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь молодых родителей, в особенности мам, которые очень загружены домашней работой. Стоит включить ребенку телевизор, купить несколько дисков с интересными мультфильмами, и пару-тройку часов в день можно спокойно заниматься своими делами. К трем годам у ребенка уже есть любимые мультипликационные герои, и понравившиеся мультики он смотрит по нескольку десятков, а то и сотен раз… Иногда даже отказывается от традиционного чтения на ночь любимой сказки, лишь бы подольше посидеть перед «голубым экраном».
К пяти-шести годам все тот же среднестатистический российский ребенок начинает осваивать компьютер. Конечно, родители стараются покупать компьютерные игры, которые носят развивающий характер. Действительно, с их помощью можно в увлекательной форме овладеть азбукой, постичь тайны устного счета, познакомиться с другими странами и континентами, изучить иностранный язык и т. д. Современные дети достаточно быстро осваивают компьютерную технику: не проходит и двух месяцев, как ребенок сам включает компьютер, пробует войти в Интернет. В скором времени, как правило, дети и родители меняются местами, и юные компьютерщики не без удовольствия и с плохо скрываемым превосходством демонстрируют родителям, как найти тот или иной сайт, загрузить новую программу, «закачать» музыку или фильм и т. п.
Каждый заботливый родитель стремится, чтобы ребенок вовремя постиг азы чтения. Кроме красочных книг в детской библиотеке появляется и детская периодика – журналы, где наряду с увлекательными рассказами и стихами можно найти познавательные игры, позволяющие развивать зрительную память, пространственное воображение, логическое мышление.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно близко знакомы с медиамиром.
Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF, несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 часов, контактируя с различными экранными медиа, в то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30-40 минут в день. В стремительном темпе нашей жизни катастрофически не хватает времени, чтобы поговорить со своим ребенком по душам, расспросить обо всем! Ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе. Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на диване перед телевизором или включая компьютер.
Поэтому необходимо развивать у детей-зрителей, читателей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране. Здесь, конечно же, огромная роль отводится родителям – первым советчикам и консультантам ребенка в огромном медийном мире.
Полномочия по надзору за сферой медиаобразования распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т. д. Однако российское медиаобразование постепенно начинает приобретать признаки социального института.
Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье : первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.
Плотность семейного информационного пространства проявляется и во внутренних коммуникациях, которые обнаруживаются по поводу домашних обязанностей, внутрисемейного уклада, использования информационно-коммуникационных технологий. Некоторые семьи отличаются высокой информационной культурой ведения домашней бухгалтерии, сохранности счетов, ценных бумаг, квитанций, наличия списков адресов нужных людей, баз деловых контактов. Однако в большинстве российских семей подобная информационная культура отсутствует.
О качестве информационного пространства семьи говорят такие факты, как наличие домашней библиотеки, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки. Исследователи выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую связано с будущим уровнем образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования родителей. Этот фактор является общим для жителей разных стран и для семей с разных уровнем достатка и образования родителей.
Известно, что информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. Кроме того, современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников.
В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности детей с раннего возраста. Идеальный случай, если ребенок растет в семье, в которой родители педагогически грамотны и правильно выстраивают воспитательный процесс. Но далеко не все семьи обладают багажом необходимых педагогических знаний, в этом случае высока роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности детей и в повышении педагогической грамотности их родителей.
Наша задача помочь родителям ориентироваться в потоке информации, ведь от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения. Ведь именно родители являются первыми проводниками ребенка в мир медиа, и могут оказать ему действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации.