МААМ-картинки

Речевая готовность ребенка к школе

Елена Петрова
Речевая готовность ребенка к школе

(консультация для родителей дошкольников)

Школа предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Бывший дошкольник становится школьником.

У ребенка происходит переход от игровой деятельности к учебной, и это влияет на мотивы и поведение ребенка.

Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь ребенка, его самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками.

Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе».

Публикация «Речевая готовность ребенка к школе» размещена в разделах

Когда говорят о «речевой готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития.

При помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Какими должны быть компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс?

Родителям нужно обратить внимание на:

*Правильное произношение всех звуков;

*Умение различать звуки речи на слух;

*Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;

*Словарный запас ребенка;

*Уровень грамматического строя речи;

*Уровень связной речи;

*Речевую коммуникацию

*Фонематический слух

Сформированность звуковой стороны речи.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок уже умеет различать звуки родного языка на слух и в произношении.

Владение навыками звукового анализа и синтеза

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

слышать и выделять первый и последний звук в слове;

определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

называть слова с заданным звуком;

уметь составлять слова из звуков;

дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и систематических занятиях по обучению грамоте в детском саду.

Слоговая структура слова.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, подоконник, баскетболист, экскаватор, велосипедист и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен отмечаться достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги, понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова (ключ, ручка).

Проверьте речевую готовность вашего ребенка к школе. Ребенок должен уверенно и правильно отвечать на следующие вопросы.

* Назови животных и их детенышей.

У курицы – цыпленок; у кошки… у лошади… у козы.

* Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.

Рыба – плавает, змея, лягушка, собака – лает, свинья…корова…т. д.

* Назови, одним словом каждую группу предметов.

Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Куртка, платье, свитер, рубашка. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т. д.

* Кто что делает? Учитель – учит детей, врач, шофер, продавец…т. д.

* Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО, а какие на вопрос ЧТО? Карандаш – что, лиса, карандаш, девочка, пирамидка…т. д.

* Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.

Рыбка, лодка, варежки, солнце, лыжи, забор, гроза, туча…т. д.

* Отгадывание загадок.

* Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т. д.

Грамматический строй речи

Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Задания:

* Назови предметы в единственном и множественном числе.

Мышь - мыши, дерево – деревья, апельсин, пряник…т. д.

* Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло, сам варит. т. д.

* Образуй новые слова. Дом из дерева – деревянный, ваза из стекла…и т. д.

* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в парк. Ты…играть с мячом, Вы, Он, Они…т. д.

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь:

пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;

составлять рассказ по картинке, по серии картин;

отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обратите внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ);

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета;

Уважаемые родители!

Желаю вам успехов, а при возникновении вопросов вы можете обратиться к учителю-логопеду или воспитателю.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая готовность ребенка к школе
Опубликовано: 20 мая 2020 в 14:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД