Маргарита Валиахметова
Речевая карта ребенка 3–4 лет (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая карта ребенка 3-4 года
Ф. И. ребенка___группа №___
Дата рождения ___дом. адрес___
Дата поступления в группу ___
Сведения о родителях
Мать___возраст___
Отец___возраст___
Речевая среда (двуязычие, нарушения речи и др.)___
Заключение ПМПК ___
Дата заполнения речевой карты ___
Логопед ___
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___
Перенесенные заболевания ___
Ушибы, травмы головы ___
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ:
Гуление (в норме с 2- месс….
Лепет (в норме с 4-6 мес….
Первые слова (в норме 1- 1,2 лет….
Первые фразы (в норме от 1,5 до 2-х лет….
Публикация «Речевая карта ребенка 3–4 лет (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Прерывалось ли речевое развитие, причина….
Использование жестов (замена, дополнение речи…
Занимался ли с логопедом ребенок раньше…
Отношение семьи к речевому дефекту….
Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)___
Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность) ___
Устойчивость эмоциональных реакций (импульсивность, эмоциональная стабильность ___
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
• дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, пищалка и погремушка)___
___
2. Исследование зрительного восприятия
• Различение величины (большой- маленький) ___
• Различение цвета (красный, синий, зеленый желтый) ___
• Различение плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник ___
3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно- образного мышления:
• Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления: вверху, внизу) ___
• Складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный, вертикальный, диагональный разрез) ___
• Складывание фигур из трех палочек по образцу (крыша, дерево) ___
• Сооружение построек их трех кубиков по образцу (домик, башенка) ___
Анатомическое строение речевого аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
- губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
- зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов
- прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус)
- твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
- мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
- язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой)
- подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки)
Исследование состояния моторной сферы
(упражнения выполняются по подражанию логопеду)
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости)
• пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на расстоянии 25 см друг от друга ___
• переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой) ___
• бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель расположенную на расстоянии 1 м ___
• похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно ___
2. Состояние ручной моторики:
• объем движений ___
• темп ___
• способность к переключению ___
Кинестетическая основа движений:
• сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой, потом на левой руке ___
Кинетическая основа движений:
• согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого на правой, потом левой руке ___
Навыки работы с карандашом:
• умение держать карандаш ___
• умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки___
___
Манипуляции с предметами:
• сложить несколько небольших игрушек в ведерко, потом поочередно достать их
___
Навыки работы с пластилином:
• умение лепить шарики, лепешки, палочки ___
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объем движений, точность выполнения, добавочные движения)
• надуть щеки («толстячок») ___
• показать, как ты ешь лимон («кисло») ___
• показать, как ешь мороженое («сладко») ___
4. Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию логопеду наличие/ отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объем движений, точность выполнения, длительность, замены движений, добавочные движения): ___
___
• широко улыбнуться («улыбка») ___
• вытянуть губки «хоботком», как слоник ___
• показать широкий язык («лопатка») ___
• показать узкий язык («жало») ___
• положить язык сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («качели») ___
• подвигать языком влево- вправо («маятник») ___
• пощелкать языком («лошадка») ___
• широко открыть рот и зевнуть ___
Исследование состояния речи
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинке по просьбе логопеда)
• стол ___
• стул ___
• окно ___
• голова ___
• рука ___
• нос ___
• уши ___
• глаза ___
Понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам):
• игрушки ___
• посуда ___
• одежда ___
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
• где мальчик рисует ___
• идет ___
• сидит ___
• играет ___
Выполнение поручений по словесной инструкции
• принеси машинку ___
• покатать машинку ___
• поставить машинку на стол ___
• положить машинку в коробку ___
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
Понимание форм единственного и множественного числа существительных (по картинкам):
• кот – коты ___
• мяч- мячи ___
• дом- дома ___
• кукла- куклы ___
• рыбка – рыбки ___
• чашка- чашки ___
Понимание предложно- падежных конструкций с простыми предлогами в, на (положить кубик в машинку, на стол; показать на картинках кубик в коробке, кубик на коробке) ___
Понимание уменьшительно- ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):
• дом- домик ___
• стул стульчик ___
• кукла- куколка ___
Различение форм единственного и множественного числа глаголов (по картинкам):
• собака стоит- собаки стоят ___
• самолет летит- самолеты летят ___
3. Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба») ___
Исследование экспрессивной речи
1. Характер эспрессивной речи:
• однословная ___
• фразовая ___
• связная ___
2. Активный словарь
Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам):
• игрушки ___
• посуда ___
• одежда ___
• обувь ___
• животные ___
Глаголы (назвать действия по картинкам):
• стоит ___
• сидит ___
• играет ___
• рисует ___
Прилагательные (назвать признаки по картинкам)
• красный ___
• синий ___
• зеленый ___
• желтый ___
• большой ___
• маленький ___
• сладкий ___
• кислый ___
3. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам):
• стол- столы ___
• петух- петухи ___
• дом- дома ___
• сумка- сумки ___
Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
• вижу дом ___
• вижу рыбку ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам):
• красный мяч ___
• синий шар ___
• красная чашка ___
• синяя лопатка ___
Употребление предложно- падежных конструкций простыми предлогами (по картинкам):
• в ___
• на ___
Употребление существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (назвать по картинкам):
• дом- домик ___
• стул – стульчик ___
• чашка- чашечка ___
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам):
• петух поет- петухи поют ___
• мальчик играет –мальчики играют ___
Употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам):
• Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика. ___
• Девочка одевается. – Мама одевает девочку. ___
4. Исследование фонетической стороны речи
Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):
• А-а-а! (укачивает девочка) ___
• О-о-о! (сердится щенок ___
• У-у-у! (гудит поезд) ___
• И-и-и! (кричит ослик) ___
• Уа! (плачет малыш) ___
• Ау! (кричат дети) ___
• Мяу! (мяукает кошка) ___
• Му! (мычит корова) ___
• Ав! (лает собака) ___
• Пи-пи-пи! (пищит цыплёнок) ___
• Ко-ко-ко! (кудахчет курица) ___
• Га-га-га (кричат гуси) ___
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назалированность ротовых и неназалированность носовых звуков) речевом потоке:
• Гласные [а],[о],[у],[и],[э],[ы] ___
• Согласные [б],[б’],[п],[п’],[м],[м’] ___
• [в], [в’],[ф],[ф’] ___
• [д],[д’],[т],[т’],[н],[н’] ___
• [г][г’][к][к’][х][х’] ___
• [й] ___
• [с],[с’],[з],[з’] ___
5. Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
Односложные слова:
• дом ___
• кот ___
• дуб ___
• бык ___
Двусложные слова:
• вода ___
• вата ___
• Дима ___
• Тома ___
Трехсложные слова:
• вагоны ___
• бананы ___
• батоны ___
• панама ___
6. Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное) ___
Объем дыхания (достаточный, недостаточный ___
Продолжительность речевого выдоха ___
Сила голоса ___
Модуляция голоса ___
7. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи):
• темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___
• ритм (нормальный, дисритмия) ___
• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ___
• употребление основных видов интонации ___
8. Исследование состояния фонематического восприятия. Слуховая дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы):
• кот- кит ___
• бочка- дочка ___
• бак- мак ___
• миска- киска ___
Состояние фонематического (показать собачку, услышать звук [р] в слове, с опорой а картинки):
• дом ___
• рак ___
• вода ___
• рыба ___
• банка ___
• труба ___
Логопедическое заключение:
___