МААМ-картинки

Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой

наталья кулик
Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

. Опыт работы

Речь – одно из важных направлений в развитии ребенка. Она неразрывно связана с интеллектуальным развитием, служит основой в познании окружающего мира.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой» размещена в разделах

Наблюдая за детьми средней группы, я установила, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе более активно, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослым.

Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, исполняют главные роли в театрализованных постановках. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями.

Я считаю, что каждый ребенок должен уметь выражать свои мысли, чувства, делиться своими знаниями. Для этого я поставила перед собой цель: развивать у детей связную и выразительную речь.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

Сформировать интерес к художественной литературе.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

Создание речевой развивающей среды.

Работа с детьми.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

В группе создана развивающая предметно- пространственная среда одним из элементов которой является книжный уголок "Книжкин дом", куда входит познавательная литература, сказки, фольклор, произведения русских и зарубежных писателей, также произведения современных авторов. Регулярно делаю в группе выставку произведений одного автора (К. И. Чуковского, А. Барто, С. Я. Маршак и т. д.). Наполняемость книжного уголка соответствует возрасту детей группы.

Также в группе создан театральный уголок с различными видами театра для совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.

Для работы по речевому развитию детей я создала картотеку чистоговорок, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр.

В октябре 2018 года с детьми средней группы был реализован проект "Книга- лучший друг". Цель данного проекта: развить у детей дошкольного возраста интерес к художественной литературе, вызвать желание больше общаться с книгами. Именно в дошкольном возрасте дети впервые знакомятся с произведениями художественной литературой.

Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Но к сожалению, в век информационных технологий отношение к книге, интерес к чтению стал падать. Детей больше интересуют игры на планшетах и компьютерах. Не все родители стремятся купить ребенку новую книгу или почитать перед сном. Поэтому задачей педагога является воспитать у детей интерес и любовь к художественной литературе. И если ещё в дошкольном возрасти привить у детей культуру общения с книгой, то можно взрастить в будущем настоящего читателя.

В процессе реализации проекта были проведены беседы:

"Как бережно относиться к книге"

"Кто написал книгу"

"Как появилась первая книга"

"Люди, которые трудятся над созданием книг".

При проведении НОД "Откуда пришла книга", я познакомила детей с процессом создания книги, её строением. Дети получили информацию о том, что у книги есть "обложка", "страницы","иллюстрации", её печатают в типографии. В течении проекта знакомились с произведениями К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, В. Сутеева, С. Михалкова. Дети усвоили, что у каждого художественного произведения есть автор.

Погружаясь в мир художественной литературы, ребенок встречается с героями книг, которые совершают различные поступки. На их примере он учится понимать, что такое добро и зло, дружба, взаимопомощь, сочувствие. Умение сопереживать воспитывает в ребенке прекрасные душевные качества.

После прочтения литературного произведения, я с детьми провожу беседу, в которой мы обсуждаем поступки героев, учимся пересказывать понравившиеся отрывки из текста. Это развивает речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы, воспитывает интерес к книге, как источнику знаний.

В процессе реализации проекта проводила с детьми такие игры как "Книжный магазин", "Библиотека", "Отгадай название книги по иллюстрации". В книжном уголке имеется "Книжкина больница", в которой дети учатся "лечить" книги.

В течении проекта дети приносили из дома свои книги, которые мы читали в группе. Также была организована выставка в книжном уголке "Моя любимая книга".

Были проведены консультации для родителей:

"Роль книги в развитии ребенка",

"Научите ребенка любить книгу",

"Что почитать ребенку 4-5 лет".

Ведь именно совместная работа воспитателя с семьями воспитанников приносит положительные результаты.

Родители приняли активное участие в проекте, ими были созданы работы для выставки "Книга своими рукам".

В результате работы над проектом старалась развивать у детей диалогическую и монологическую речь, у детей сформировалось бережное отношение к книге.

Для расширения и активизации словаря детей среднего дошкольного возраста использую составление творческих рассказов по серии сюжетных картин. Это развивает пространственную ориентировку на картине, учит последовательно излагать свои мысли, правильно строить предложения.

При знакомстве с произведениями художественной литературы стараюсь обращать внимание детей на жанровые особенности произведений. Любимым жанром литературы является сказка. Мы знакомимся с композиционными особенностями сказок, с образными словами и выражениями, которые встречаются именно в сказках, стараемся отличить сказку от рассказа и стихотворения.

Также в своей работе уделяю знакомство с загадками, включаю их как важный прием в свои занятия. В загадках используются различные средства выразительности, образные выражение, сравнения, эпитеты. Это способствует развитию воображения и фантазии, обогащают словарь.

Главным результатом своей работы в данном направлении я вижу в том, что дети интересуются художественной литературой, с интересом рассматривают иллюстрации, приносят из дома свои книги и просят почитать. У детей сформировано бережное отношение к книге. Художественная литература способствует развитию речи детей, чувств, фантазии, формирует положительное отношение к миру.

Список используемой литературы и источников.

1. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб. : Детство – Пресс, 2007. – 472 с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c.

3. Павлова, Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. – М. : Просвещение, 2000. – 208 с.

4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 176с

5. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возрастаЗагадки и речевое развитие детей дошкольного возраста Нельзя переоценить значение загадок в развитии детей дошкольного возраста. Загадки-это одна из малых фольклорных форм устного народного.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература - могучее действенное.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Скороговорки появились в глубокой древности. Они видоизменялись, совершенствовались и существуют в самых разных редакциях. Скороговорки.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС Аннотация: статья освещает значение сказки в жизни дошкольника, закрепляет нравственные понятия, корректирует социальное поведение. Ключевые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 17:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках знакомства с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем наталья кулик (УИ 991874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД