Соловьева Светлана
Речевое развитие детей группы раннего возраста
Ранний возраст - важнейший период жизни ребенка для формирования основных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.
. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший процесс, происходящий в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
Публикация «Речевое развитие детей группы раннего возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. Он пытается строить простые предложения, в разговоре со взрослыми использует практически все части речи.
К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. В словаре детей 3-го года жизни, по данным преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью. Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений.
Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями. Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия - важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.
Важная роль в формировании речи принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в речевом развитии ребенка являются родители.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности детской речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его речевой среды.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения.
Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.