Елена Мельничук
Речевой уголок в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда — Речевой уголок.
СЛАЙД 2
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
СЛАЙД 3
Публикация «Речевой уголок в детском саду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
1. Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например “Речевичёк”, “Учимся говорить правильно”, или просто выделить место.
2. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям.
3. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
4. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
5. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
СЛАЙД 4
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
1. Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски);
2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.);
3. Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв);
4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова);
5. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова);
6. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
7. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.);
8. Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
СЛАЙД 5
Требования к содержанию речевых центров в соответствии возрасту
Младший дошкольный возраст
1. 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
2. Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
3. Картинки с простыми сюжетами и действиями
4. Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР «звуковая культура речи» (интонация, темп и др., грамматического строя речи, связной речи.
5. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
6. Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
7. Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
8. Игровизоры, Игровизор представляет собой ламинированный картон формата А4, соединенный блокнотной пружиной с плотным прозрачным пластиком. При помощи Игровизора можно многократно использовать и приходить печатные детские развивашки: лабиринты, задания найди пару, вычеркни лишние и другие.
9. Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
10. Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов, чистоговорок.
11. Трафареты, шаблоны.
12. Игры для развития ручной умелости.
13. Картотека речевых и словестных игр.
14. Открытки о родном городе, крае.
СЛАЙД 6
ИГРОВИЗОР
Игра представляет собой 2 листа формата А4 скрепленных между собой по верхнему краю пружиной. Верхний лист выполнен из прозрачной пленки. Нижний лист картонный, верхняя его часть - клетчатое поле. Размер поля: 20х24 клетки.
Помимо игрового поля, в состав входит маркер на водной основе. Таким маркером можно писать на пленке, а затем стирать написанное тряпкой или салфеткой и вновь рисовать.
Используя такое пособие, можно придумать множество игр:
1. рисовать графические диктанты: взрослый диктует рисунок по клеткам (2 вниз, 3 влево, 1 вверх., а ребенок зарисовывает
2. познакомить ребенка с понятиями центральная и осевая симметрия
3. дорисовывать симметрично половинки рисунков
4. придумывать собственные рисунки и орнаменты
5. использовать пособие, как пропись
6. использовать Игровизор при решении заданий в других пособиях, для этого нужно просто положить прозрачный лист игровизора поверх страницы с заданием и можно приступать к решению. Ребенок будет писать на пленке, а потому само задание останется чистым и через некоторое время можно будет вернуться к его выполнению.
Ввиду новизны и необычности, ребенку может больше понравится заниматься с игровизором, чем в обычной тетрадке.
СЛАЙД 7
Начиная со средней группы
1. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
2. Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года, о различных зданиях (архитектура).
3. Открытки для рассматривания.
4. Портреты писателей в соответствии с программой
5. Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
6. Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
7. занимательные головоломки.
8. Предметы быта и старины.
СЛАЙД 8
Старший дошкольный возраст
1. 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
2. Портреты писателей, художников – иллюстраторов в соответствии с программой.
3. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
4. Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
5. Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
6. Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
7. Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
8. Азбука букв различной фактуры.
9. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
10. Заготовки для штриховки, трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.
11. Игры на развитие ручной умелости.
12. Картотека словесных речевых игр.
13. Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
14. Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
15. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки, азбуки букв разной фактуры.
16. Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
17. Карта России, где отмечены флажками города.
СЛАЙД 9
С подготовительной группы
1. Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике.
2. Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
3. Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
4. Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
5. Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
6. Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
СЛАЙД 10
Одним из главных условий качества речевого уголка является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
СЛАЙД 11
У меня на этом все. Спасибо за внимание! С радостью отвечу на ваши вопросы.