Консультация «Речевые игры»

Екатерина Смирнова
Консультация «Речевые игры»

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей,когда вы скажете: «А сейчас будем играть».

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребёнка.

Речевые игрыспособствуют выполнению важных методических задач:

-созданию психологической готовности детей к речевому общению;

-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;

-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевыхигр позволяет достичь следующих целей:

формирование определённых навыков;

развитие речевых умений;

обучение умению учиться;

развитие необходимых способностей и психических функций;

познание (в сфере становления собственного языка);

запоминание речевого материала.

Словарь детей обогащается, происходит совершенствование грамматического строя речи; осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.

В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, с группой детей или индивидуально. За два года работы подобралась небольшая картотека речевых игр. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

Для детей от 3х лет:

«Кто детеныш». Предложить детям назвать детенышей животных и птиц.

«Раскрась и назови». Предложить детям раскрасить предметы, озвучивая свои действия.

«Обведи и назови». Предложить ребенку самостоятельно обвести контуры предметов, комментируя свои действия.

«Один - много». Предложить ребенку назвать предметы во множественном числе.

«Назови ласково». Предложить ребенку назвать вещи в уменьшительно-ласкательной форме.

«Что есть - чего нет». Вы называете предмет, который у вас имеется, а ребенок отвечает, что данного предмета у него нет. Необходимо следить за тем, чтобы малыш правильно употреблял грамматические формы.

Для детей 5-6 лет:

«Скажи наоборот»Цель: расширение словаря антонимов (Пирожное сладкое, а лекарство)

«Федорино горе»Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умение согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа. (Читаем отрывок «Федорино горе», затем просим ребенка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего теперь у нее нет.)

«Незнайкины ошибки»Цель: развитие слухового внимания, умение согласовывать слова в предложении.

Таким образом, развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Публикации по теме:

Речевые игры как средство развития мышления детей Мышление является одним из важных процессов познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление.

Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры» Консультация для воспитателей. Тема: «Речевые дидактические игры» (дошкольный возраст) Автор: Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

«Речевые игры» (из опыта работы) Опыт работы. «Хорошая речь – важнейшее условие развития интегративных качеств ребёнка, достижение целевых ориентиров дошкольного образования».

Психологические игры и речевые настройки для дошкольников Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: КОСМОС. Цель: развивать фонематический слух, закреплять умение; согласовывать.

Речевые игры для детей младшего возраста Речевые упражнения для детей младшего дошкольного возраста. Даждик: кап! Птица: кар, кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши).

Речевые игры для старших дошкольников Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры, вы обогащаете.

Речевые игры и упражнения. Обучающие картинки Я, очень широко использую в работе игры с картинками, которые помогают разнообразить занятие а, следовательно, заинтересовать и активизировать.

Речевые игры на тему «Осень» Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ! Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени. Отправляйтесь на прогулку.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Консультация «Речевые игры»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 18:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 августа. День физкультурника

Во вторую субботу августа в России отмечают праздник, посвящённый всем, кто имеет отношение к физкультуре и спорту. Не только спортсменам и тренерам, но и всем, кто выбирает здоровый образ жизни и...

7 августа. День подсолнуха на МААМ

Подсолнечник во всех языках имеет похожие названия, связанные с солнцем. Да и сам он словно маленькое солнышко, от одного только взгляда на него становится радостно и тепло. Воспользуйтесь нашей...

Дидактическое пособие
Дидактическое пособие "Укрась дерево". Цель: закреплять знание времен года. Задчи: продолжать изучение геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник,...
Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция
Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503 Описание...
Рисование с элементами аппликации «Цветочная поляна» с детьми разновозрастной группы
Мастер-класс рисования на тему "Цветочная поляна" с детьми разновозрастной группы. Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов,...