Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры»

Татьяна Гордеева
Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры»

Консультация для воспитателей.

Тема: «Речевые дидактические игры»

(дошкольный возраст)

Автор: Гордеева Татьяна Владимировна,

воспитатель МАДОУ ДС ОВ «Радуга»

Цель: расширить представление педагогов об игре, как ведущем виде деятельности детей; дать представление о применении дидактических игр на занятиях по развитию речи.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятный для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств- игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте

В современной методической литературе можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях развития речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребёнка идёт гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приёмов воспитания и обучения.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение «Чей домик?», «Угадай, кто кричит», развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например: «Назови одним словом», или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр, например: «Скажи по другому», «Подбери слово»

При проведении лексических занятий очень часто используются игры с дидактическими (т. е. - специально оснащёнными) куклами:»Кукла Катя обедает», «Кукла Катя одевается на прогулку». Для работы над развитием понимания грамматических форм и употребление их в речи применяются такие игры как «Что изменилось?», «Чего не стало?».

На занятиях часто соединяются логопедические занятия и дидактические игры связанные с движением. Что снимает нагрузку связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоенных знаний. Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение.

Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями «Ловишки из круга», «Ищи свою игрушку», «Живая стрелка». Проговаривание стихов одновременно с движением даёт ряд преимуществ, речь детей под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, чёткой и эмоциональной.

Проводя игру нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быстрее построит пирамидку?»- участники только в том случае построят пирамидку правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать»- чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.

В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определённых ситуациях или с определёнными предметами, приобретается собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесёт предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные- те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков,- самостоятельно переносят в определённое место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.

Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.

В каждое занятие включаются физкультминутки, которые служат решением поставленных задач занятия. Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно- моторной координации, а также речевого развития. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше в игре «Пальчики», «Улыбнись», «Кот и мыши», «Паровоз», «Ходит- бегает».

Список литературы:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», «Словесные игры в детском саду».

2. О. В. Узорова «Пальчиковая гимнастика».

3. И. П. Афанасьева «Маленькими шагами в большой мир».

4. Т. И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».

5. Е. С. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи дошкольников».

6. А. А. Катаева «Дидактические игры и упражнения

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

План работы творческой группы воспитателей ДОУ на 2013–2014 учебный год План работы творческой группы воспитателей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Пчёлка» № 20 на 2013-2014.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 13:07
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

Фотоотчет «Первые игры малышей в детском саду». Первая младшая группа
В этом году я набрала малышей. Период адаптации проходит у всех по разному. Малыши любят играть, особенно им нравится игра на развитие мелкой...
Фотоотчет детских работ по продуктивным видам деятельности в младшей разновозрастной...
Уже краснеют листья за окном, тихо кружа и падая на мокрый асфальт. А это значит, что осень вступает в свои права и наступает новый учебный год. И что он...
Фотоотчет о творческих работах по аппликации из ватных дисков с детьми второй младшей...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию детские работы, выполненные из ватных дисков. Ватные диски являются простым и...