Регина Марашова
Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Марашова Р. М.
Учитель – логопед
Iкв. категории
МБ ДОУ «Детский сад №37 «Сказка»»
г. Альметьевск, 2013
Введение
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целями общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание их звуковую сторону слова.
Публикация «Речевые игры и упражнения в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (опыт работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже пытаются исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.
Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, но прежде всего то состояния и подвижности артикуляционного аппарата, большое значение для правильного развития звуковой стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование, чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, аграмматизмам.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника имеет большое значение в становление речи. Детей стоит постоянно побуждать к общению друг с другом, что способствует обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Речевые игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи и т. д.
Цель работы :
Систематическое использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Достижение данной цели предусматривала через решение следующих задач:
• Использование речевых игр и упражнений в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития – лексическую, грамматическую, связную.
• Проведение речевых игр и упражнений в индивидуально – подгрупповой работе на фронтальных занятиях.
Этапы работы :
- определение целей, задач, этапов, сроков работы;
- теоретическая и практическая работа :
• Изучение педагогической литературы и опыта работы педагогов.
• Подбор практического материала.
• Составление картотеки речевых игр и упражнений.
• Использование в практической деятельности имеющихся материалов.
- аналитический:
• Анализ результатов работы, затруднений, подведение итогов, внесение коррекции.
• Внедрение и распространение опыта работы.
• Условие для реализации: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы.
Основная часть
Выполняя основные задачи коррекционно – образовательной программы, можно сказать, что речевое развитие детей и качество коррекционной работы наиболее успешнее там, где включаются речевые игры и упражнения, т. к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое.
Использование речевых игр и упражнений при формировании элементарных представлений о строении речи способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других; при развитии общей и мелкой моторики пальцев рук показываем пальчиковую гимнастику на основе речевых игр, а также физкультминутки.
В коррекции звукопроизношения, способствуют выработке движений органов артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания.
При развитии фонематического восприятия – игры на узнавания и различений неречевых звуков, узнавание звуков по высоте и силе голоса, выделение звука из ряда других звуков; определения наличия звука в слове, преобразование слов с заменой одного звука или слога и т. д.
В речевом развитии
–речевые игры на употребление
- категории множественного числа существительных
- употребление формы Родительного падежа с предлогом «у»
- притяжательные местоимения с существительными мужского, женского, среднего рода
- глаголы настоящего времени
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
- относительные прилагательные
- образование сложных слов
- обогащения словаря
Результаты обследования по речевому развитию детей
2010 2011 (ОНР-III) 2012 ФФНР
начало конец года начало конец года начало конец года
Высокий уровень - 62% 41% 94%
Средний уровень 17% 23% 33% 6%
Низкий уровень 68% 15% 23% -
Исходя из результатов обследования, была определена следующая последовательность:
- обеспечить условия для развития у детей интереса к логопедическим играм и упражнениям.
- использовать игры и упражнения с постепенным усложнением программных задач.
При отборе материала опиралась на следующие принципы:
• принцип научности – подкрепление всех проводимых логопедических игр, научно – обоснованными и практически апробированными методиками
• принцип системности –решение поставленных задач в системе всего учебно – воспитательного процесса.
• принцип результативности и гарантированности.
Гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня психического развития детей.
Логопедические игры и упражнения применяются в :
- индивидуально – подгрупповой работе
- фронтальных занятиях
в области «Коммуникация», «Познания», «Социализация», «Здоровья».
Особое внимание в своей работе уделила методической разработке – долгосрочный проект «Говорим правильно. Звуки [Л] [ЛЬ]» (речевые игры и упражнения) для детей старшего дошкольного возраста. Включила разнообразные игры и упражнения по развитию общей и мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика); по коррекции звукопроизношения; по речевому развитию; по фонематическому восприятию; конспекты занятий; чисто говорки, художественная литература, мастер – класс для родителей, речевое развлечение.
В итоге была проведена диагностика, показала повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
- организация систематической игровой деятельности приводит к активному включению всех детей в занятия и решению коррекционных задач.
- использование логопедических игр и упражнений в разнообразных видах деятельности детей и формах проведения коррекционной работы, способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения.
Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у ребенка потребности в овладении речью.
Литература:
1. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2002.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
4. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 1993.
5. Чистякова И. А. 64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников. СПб., 2006.
6. Максаков А. И. Учите играя. – М., 1983.
7. Скворцов И. В. 100 логопедических игр. – СПб., 2005.
Приложение
Картотека речевых игр и упражнений
Игры по ознакомлению со звуковой стороной речи
«Как звучит слово»
Цель: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию.
«Вспомни разные слова»
«Стоп, палочка» (подбор слов прилагательных)
«Подбери подходящее по звучанию слово» (птичка - синичка)
«В слове есть звуки»
Цель: показать, что слова звучат потому, что в них находятся звуки, звуки разные.
«Подскажи звук»
«Какое слово задумано»
«Какой звук потерялся»
«Что здесь не так» … абор)
Звучащее слово - следование одного звука за другим.
Цель: показать детям, что звуки в словах произносятся друг за другом в определенной последовательности.
«Назови первый звук»
«Слова длинные и короткие»
«Назовите слово»
«Кто найдет короткое слово»
«Слово может прошагать»
«Поймай мяч» (короткое, длинное слово)
Звуки в слове можно выделять
Цель: научить детей слышать отдельные звуки внутри слове, самостоятельно подбирать и называть слова с определенным звуком.
«Назови звуки»
«Придумай слова с заданным звуком»
«Назови это слово по-другому»
«Придумай слово на последний звук»
«Найди вкусное слово»
«Покажи картинку и слово двухсложные, трехсложные и т. д.»
«Купи игрушку» (в название есть два слога)
«Рассели слова по домикам»
Начало и конец слова
Цель: показать детям, что слоги следует один за другим; в слове есть начало и конец.
«Конец слова за тобой»
«Отгадай слово»
«Придумай слова со слогами за -»
Слоги в слове звучат по- разному
Цель: понимать, что слоги в слове звучать по-разному.
«Как звучат части в слове»
«Минутку учим говорить» (звучание частей слова)
В слове есть ударение
Цель: закреплять умение выделение слогов в слове, учить детей определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове.
«Что такое ударение»
«Куда положим палочку»
«Как зовут друзей»