Приложение МААМ

Речевые игры на тему «Насекомые»

Ирина Ишрефова
Речевые игры на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы

Общие речевые навыки.

Карточка №1.

Игра «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти

Описание игры : педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки А, О, У, И, Э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Публикация «Речевые игры на тему „Насекомые“» размещена в разделах

Карточка №2.

Диалог «Разговор с жуком»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Эй, жук! Наш друг!

Расскажи, где ты живёшь?

Что нас в гости не зовёшь?

Ты себе построил дом?

- А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом,

Он и крыша и навес.

Если жарко – в тень залез,

Если дождик – я исчез.

Хорошо под лопухом.

Мой лопух – аэродром!

Широка его ладошка,

Будто взлётная дорожка.

Карточка №3.

Игра "Жуки"

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.

Ход игры : дети (жуки) присели на корточки и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).

Карточка №4.

Игра "Мухи в паутине"

Цель: Автоматизация звука Ж, развитие ловкости.

Ход игры : дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3 ребёнка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.

Карточка №5.

«Скороговорки»

Цель: развитие общих речевых навыков : правильного звукопроизношения, работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи, умением изменять силу голоса.

Ход:

У осы – не усы, не усищи, а усики.

Жутко жуку жить на суку.

Золотистый, как из бронзы, У овса – усы,

Жук кружится возле розы. Полосы – у осы.

И жужжит: «Жу-жу, жу-жу! На усах – роса,

Очень с розами дружу!» у осы – краса.

Карточка №6.

Игра "Пчёлы"

Цель: отработка длительного речевого выдоха. Автоматизация звука Ж.

Ход игры : посредине комнаты отгораживается стульями улей. Все дети пчёлы, один ребёнок–медведь. Он прячется от пчёл. Пчё лы сидят в улье и хором говорят:

Пчёлы в улье сидят

И в окошечко глядят.

Полететь все захотели,

Друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

С жужжанием разлетаются, машут маленькими крылышками. По сигналу «Медведь» пчёлы летят к улью и не пропускают медведя. Если медведь убежал ни с чем, то он выбирает себе помощника и игра продолжается с двумя медведями.

Карточка №7.

Игра: Упражнение: «Запомни и повтори»

Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря.

Ход: Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе повторить слова в том же порядке. Пропуск слова или перестановки считается проигрышем.

Жук, оса, пчела, муха.

Бабочка, оса, гусеница, кузнечик.

Общая и мелкая моторика. Насекомые.

Карточка №8.

Мозаика «Насекомые»

Карточка №9.

Игра “Насекомые”

Пальчиковая гимнастика.

Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Сжатькулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»

Пчела села на цветок,

Пьёт она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

Карточка №10.

Игра: “ПЧЕЛА”

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений и речи.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(Машут ладошками.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

(На каждое название насекомого

загибают один пальчик.)

Как фонарики глаза.

(Делают кружочки из пальчиков

и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,

(Машут ладошками.)

От усталости упали.

(Роняют ладони на стол.)

Карточка №11.

Игра «Осы»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев с речью.

Осы любят сладкое,

К сладкому летят.

И укусят осы,

Если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

Упражнения «Муха».

1. Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Пить на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.

Улей

Пальцы сжимают в кулак, затем отгибают их по одному.

Вот маленький улей,

Где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья:

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з!

Карточка №12.

Игра «Жук»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев с речью.

Жук летит,

Жужжит, жужжит,

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевелит ими.

Карточка №13.

Игра “МОТЫЛЕК”

Координация речи и движений, развитие моторики.

Мотылек - витилек,

Принеси нам ветерок:

(Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

От ворот - поворот

Гнать кораблик в ручеек.

(Поворот; бегут в обратную сторону.)

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

(Останавливаются, поворачиваются

лицом в круг; взмахи руками, потягиваются.)

Гони стужок

С запада на восток.

(Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Карточка №14.

Игра“ГУСЕНИЦА”

Цель: Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Этот странный дом без окон

У людей зовется “кокон”.

(Дети лежат на спинах вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем.

(Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щеку.)

Но зима промчалась мимо -

(Переворачиваются на спину,

потягиваются лежа.)

Март, апрель, капель, весна.

(Медленно садятся.)

Просыпайся, соня - сонюшка!

(Потягиваются сидя.)

Под весенним ярким солнышком

(Встают, потягиваются стоя.)

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)

ЖУЧОК

Что ты делаешь, жучок?

Строю я домишко!

Что плетешь ты, паучок?

Плету гамачишко!

В маленьком домишке

Будет жить жучок.

И качаться в гамачке

Резвый паучок.

Ты о чем жужжишь, жучок?

О своем домишке.

Как просторно стало в нем

Деточкам-жучишкам!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

МУРАВЕЙ

Стоит на горе домишко,

Ползет туда муравьишко,

Он тащит соломинки, щепки,

Чтоб дом получился крепким.

Вокруг суетятся братишки –

Старательные муравьишки,

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

Кто строит, кто кормит детишек –

Крошечных муравьишек.

Вот так – целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

СТРЕКОЗА

Крылышки прозрачные,

Круглые глаза.

Надо мной летает

Чудо-стрекоза.

Подставляю я ладошку,

Отдохни хотя б немножко!

Расскажи, где ты бывала,

Что на свете повидала?

Но молчит она в ответ,

Времени, наверно, нет.

Ведь летать – ее работа,

А болтать ей неохота.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй, третий, четвертый, пятый пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука — в обморок упали.

Петь эту же песенку на слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.

Чок-чок, каблучок (ч) Чок-чок, каблучок! Потопать ногами.

В танце кружится сверчок. Покружиться.

А кузнечик без ошибки Движения руками, как при игре на скрипке.

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают - Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает. Покружиться парами на подскоках.

Приседает в реверансе Девочки делают реверанс.

И опять кружится в танце. Покружиться.

Под веселый гопачок Танцевальные движения, как в гопаке.

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! Похлопать в ладоши.

Все! Устали наши ножки! Сесть на свое место.

Е. Карельская

Мак (с, л, р) На пригорке вырос мак. Пальцами левой руки сделать «бутон».

Он склонил головку так. «Бутон» наклонить.

Бабочка над ним порхает, Кисти рук перекрестить, помахать, как

Быстро крыльями мелькает. бабочки крылышками.

По тугому стебельку Локоть левой руки поставить на стол, рукой

Жук ползет: «Что там вверху?» изобразить «цветок». Правая рука - «жук»,

Вот дополз он до цветка, перебегая пальцами-лапками, ползет

Отогнул два лепестка. вверх по руке-стебельку.

Правой рукой отогнуть на левой руке большой и

Внутрь забрался, поворчал, указательный пальцы.

Круглый домик увидал. Пальцы правой руки вложить в ладошку левой.

Пальцы левой руки сложить щепотью - «коробочка мака».

Лапкой в стенку постучал, Каждым пальцем правой руки постучать в

Но ответ никто не да. «коробочку мака».

Облетели лепестки, Правой рукой отогнуть пальцы левой руки.

Высох домик от жары. Пальцы левой руки сложить щепотью.

Стал греметь, как погремушка. Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь»,

Вот так славная игрушка! как погремушкой.

Е. Карелина

ОХОТНИК

Вышел Вася на охоту,

А в руках его сачок.

Видит – бабочка садится

На голубенький цветок.

Размахнулся Вася,

БАХ!

Бабочка в его руках.

Но вздыхает Вася тяжко –

Очень жаль ему бедняжку.

Отпустил ее Васек –

Лети дальше, мотылек!

Вот придет с работы брат,

«Даст мне» фотоаппарат,

Вновь пойду я на охоту,

Только буду делать фото.

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

Анищенкова Е. С.

Карточка №15.

«ЖУК»

Цель: Координация речи и движений, развитие моторики.

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж. (грозят пальцем)

Вот он вправо полетел,

(указывают рекой и провожают взглядом)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

(указывают рекой и провожают взглядом)

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

(правой рукой направление движения к носу со стороны)

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился. (присесть)

Зажужжал и закружился.

(делают вращательные движения типа «волчка» и встают)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

(поочерёдно протягивают руки и смотрят на них)

Жук, вот левая ладошка.

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

(поднимают руки вверх и смотрят)

На носочки мы привстали,

(приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх)

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно Хлоп – хлоп – хлоп.

(хлопки над головой)

Чтобы улететь он смог. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(имитация полёта жука и садятся на стульчики).

Карточка №16.

Игра «Насекомые»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза.

Руки в стороны, затем круговые движения кулаков на уровне глаз.

Вертится как вертолет:

вправо, влево, взад, вперёд.

Руки в стороны, движения вокруг своей оси. Затем руки на пояс, наклоны.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели. Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко.

Прыгай на носках легко!

Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.

Карточка №17.

Игра “БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ”

Цель: Развитие слухового внимания, и элементарных математических представлений

Ход:

На ромашке - две букашки, У этого цветка четыре лепестка.

А на лютике - жучок, А сколько лепестков

В колокольчике - жучок, У двух таких цветков?

На гвоздике - паучок. В. Волина.

А на маке - никого.

Сколько было их всего?

Побыстрее расскажи,

Как задачу нам решить.

Н. Нищева.

Зрительное и слуховое внимание. Насекомые.

Карточка №18.

Игра "Жук" (Разрезная картинка)

Цель: Научить составлять целое из двух частей (разрез по диагоналям)

.

Ход игры : Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет насекомое, которое получилось.

Карточка №19.

Игра «Угадай, кого не стало?»

Цель: развивать зрительное внимание. Активизировать словарь по теме.

Оборудование: набор тематических картинок с изображением насекомых.

Ход игры : Взрослый раскладывает в ряд на столе картинки. Ребенок их называет. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.

Карточка №20.

Игра "Забавная шкатулка"

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме: «насекомые»

Ход игры : Взрослый демонстрирует ребенку шкатулку и читает стихотворение:

Я картинки положила

в разноцветный сундучок.

Ну-ка, Катя (Саше и т. д., загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и др.

Взрослый обобщает все картинки: «Это насекомые»

Карточка №21.

Игра: "Кто лишний"

Цель: развитие слухового внимания. Употребление сложных предложений с союзом «потому что».

Ход игры : педагог называет ряд слов, где перечисляются насекомые и включено название не соответствующего вида. Дети должна определить, что лишнее и объяснить, почему они вычленяют из общего ряда это слово.

Кузнечик, муха, воробей, муравей.

Оса, шмель, конь, бабочка.

Карточка №22.

Упражнение: «Чего не хватает?»

Цель: развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже.

Ход: на доске сборная картинка насекомого. Дети закрывают глаза, а педагог убирает у шмеля лапки, у жука усы, у божьей коровки чёрные точки, у пчелы полоски, у бабочки крылышко, у муравья голову. Дети открывают глаза. Педагог просит их ответить:

- Чего не хватает у насекомых?

- У шмеля нет лапок.

- У жука нет усов. И т. п.

Карточка №23.

Упражнение «Что изменилось»

(кто улетел, прилетел, спрятался)

Цель: развитие зрительного внимания, связной речи.

Ход игры : педагог закрепляет на наборном полотне насекомых : бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, стрекозу над цветком, божью. Коровку под листком – и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

Карточка №24.

Игра: «Кто летит (бежит, прыгает?»

Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действие предметов.

Ход игры : дети сидят полукругом. Педагог предупреждает: «Я буду говорить: птица летит, самолёт летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимаете руку. Но внимательно слушайте, что я говорю. Я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руку поднимать нельзя. В конце педагог называет наиболее внимательных.

Лексика и грамматика. Насекомые.

Карточка №25.

Игра "Бабочка и цветок"

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Формировать понимание и умение употреблять в речи простые предлоги.

Оборудование: наборное полотно, большой цветок, травка, бабочка.

Ход игры : Взрослый (ребёнок) выполняет различные действия с бабочкой: сажает её на цветок, прячет в травку, помещает над цветком. В это время дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

Карточка №26.

Игра «Один – много»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи. Научить образовывать существительные множественного числа.

Ход игры : Bзрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

Жук - жуки; Бабочка - бабочки и т. д.

Карточка №27.

Игра: "Сколько насекомых на цветке?"

Цель: Согласование числительных с существительными. Развитие лoгичecкoгo мышления и внимания.

Ход игры : У каждого ребенка - предметная картинка с изображением какого - либо насекомого. Логопед покaзывaeт цифру (от 2 до 5) и карточку какого либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике) предложение: "На цветке 3 черных муравья". Или: "На цветке 5 зеленых кузнечиков" и т. д.

Карточка №28.

Игра: "Насекомые великаны"

Цель: Употребление слов с увеличительным оттенкам. Составление предложений по образцу.

Ход игры : Логопед дает образец, как можно сказать о большом насекомом :

Это не паук, а паучище.

Это не комар, а комарище.

Ребенок дальше самостоятельно составляет предложения о насекомом изображенном на картинке.

Карточка №29.

Игра: "Кто как передвигается?"

Цель: Составление сложных предложений со значением

противопоставления. Активизация словаря по теме.

Ход игры : Логопед задает вопросы:

Муравей ползает, а бабочка. ;

Гусеница - ползает, а кузнечик.. . ;

Жук ползает, а стрекоза.. ;

Оса летает, а червяк.. . ;

Кузнечик пpыгaeт, а комар.

Карточка №30.

Игра "Догадайся"

Цель: Образование сложных слов.

Ход игры : Логопед задает вопросы:

Бабочки разного цвета. Какие бабочки? - разноцветные.

Комары с острыми носами – комары остроносые.

Карточка №31.

Игра «На полянке»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений о насекомых. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над). Развитие зрительного внимания.

Ход игры : логопед просит разместить насекомых на картинке и сказать, где они находятся. Дети составляют предложения. В старшей группе составляют предложения с определениями и использование «Маленького слова».

Карточка №32.

Игра «Подбери слово»

Цель: Актуализация глагольного словаря.

Ход игры : Ребенку предлагается подобрать слова действия к слову насекомые :

Летают, порхают. ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят,

собирают, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

Карточка №33.

Упражнение «Писатель»

Цель: учить детей составлять описания по картинно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом.

Ход: из волшебного мешочка по очереди дети достают картинку с изображением какого-либо насекомого. Не называя его, ребёнок даёт описание по плану. А остальные должны догадаться, о каком насекомом был рассказ.

План смотри в приложении.

Языковой анализ. Насекомые.

Карточка №34.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Ход:

1 вариант. Логопед говорит: «Я буду называть слова, а вы по очереди будите передавать по телеграфу в другой город». Первое слово логопед произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, затем трёх и односложные слова.

2 вариант. Логопед говорит: «Сейчас по телеграфу я отстучу количество слогов, а вы должны подумать и сказать, какое это может быть слово». Кто называет два – три слова становится телеграфистом или получает жетон.

Карточка №35.

Упражнение «Раздели и разбери»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа, деления слов на слоги.

Ход: логопед показывает детям картинки с изображением насекомых, не произнося название.

Слова: жук, оса, муха, пчела, шмель, комар, бабочка, стрекоза, гусеница, мотылёк.

Карточка №36.

Игра «Посади на ромашку»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Оборудование: ромашки с разным количеством лепестков.

Ход:

1 – жук, шмель.

2 – пчела, оса.

3 – бабочка, стрекоза, муравей.

Насекомые.

Паук.

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет.

Стрекоза.

Над цветком на миг замрет

Быстрокрылый вертолет

На былинке посидит –

Вдруг вспорхнет и полетит.

Комар.

Не зверь, не птица,

А нос – как спица.

Жук.

Два рога, а не бык,

Шесть ног без копыт.

Муравьи.

Много мастеров

Срубили избу без углов.

Муравейник.

На полянке, возле елок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Бабочка.

Спал цветок – и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся.

Взвился вверх – и улетел.

Тематический цикл «Насекомые» (двадцать восьмая неделя)

Дети должны усвоить: основные названия насекомых; где они живут, чем питаются; для чего они нужны.

Лексический материал: стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей; муравейник; ползать, грызть.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Четвертый лишний» :

муха, муравей, грач, пчела;

стрекоза, жук, гусеница, собака;

комар, кузнечик, бабочка, белка и т. д.

«Куда спрятались насекомые Употребление предлога под.

На доске картинка, на которой изображена поляна.

Логопед. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем отыскать их.

Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок и т. д. (под мухомор, под веточку, под листок, под травинку).

«Назови ласково»

бабочка желтень…; бабочка белень…;

муравей чернень…; комар серень…;

божья коровка краснень. ; жук синень…;

кузнечик зеленень…; оса полосатень. ;

Развитие связной речи

«Сороконожка». Составление рассказа по опорным предметным картинкам:

«Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать галошки. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко.

Стала сороконожка галоши снимать. Пока все сняла, пошел снег.

Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась.

С тех пор сороконожка босиком ходит».

Психоречевая гимнастика

«Отпрыгай слова». Слоговой анализ слов: гусеница, кузнечики, муравейник, сороконожка.

Отхлопать каждый слог скороговорки:

Слишком много ножек у сороконожек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:

Стреко-стреко-стрекоза,

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

•Считалка «Сверчок». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чок да чок,

Но сломался каблучок,

И за печкою — молчок.

Уточнение артикуляции и произношения звука [л]

Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий,зубной).

Выделение звука [л] из ряда слов: лампа, лак, лук, лужа, ложка, лыжи.

«Мы учим звук Л». Логопед размещает картинки на игровом поле в три ряда. Дети проговаривают картинки и определяют место звука [л] в словах.

Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол.

«Отгадай слово» : пена., сто., бока., сту., ходи., чита. ,сиде., пойма., купа., пе., ду., коте., хоте., футбо., заби., копа., писа.

Звуковой анализ слов с помощью графических схем: лук, вол, стол, волк.

«Что около?» На доске или столе предметные картинки, например: весло, лодка, палатка.

Логопед спрашивает: «Что около лодки (палатки, весла?»

Ребенок отвечает: «Около лодки весло и палатка» и т. д.

«Какой звук в словах поется?» : стул, стол, стал, стыл.

Логопед просит детей повторить слова без остановки.

Слоговой анализ родственных слов: пол — полка — полочка.

«Повтори слова парами» :

палка — полка; шпала — школа; белка — булка; клубок — каблук; скала — спала; лодка — ложка;

Цели. Учить ребенка правильно употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе.

Содержание. Взрослый предлагает малышу назвать все предметы, изображенные на картинках (см. рис., затем читает начало предложения и просит ребенка закончить его, чётко проговаривая окончание последнего слова.

(листок) Муравей сидел около. — Жук спрятался под. — Гусеница сидела на. — Божья коровка ползла к. — Муха села на.

Цели. Продолжать учить ребенка составлять предложения с предлогом В, уточнить и активизировать его словарь по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые».

Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (см. рис.) и назвать, кто где живет, выделяя каждый раз в предложении «маленькое слово в».

( Ответы ребенка: Пчела живёт в улье; Коза живете сарае; Белка живёт в дупле.)

Словарь для уточнения: гнездо, скворечник, коровник, сарай, улей, курятник, конюшня, муравейник, нора, дупло, конура, свинарник и т. п.

ЛЯГУШКА

Скачет зверушка - Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка.

***

Скачет в траве, - Глаза на голове, Скользкая и мокрая, Зеленая квакушка, А зовут ее.

***

Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка, - Кто это?.

СТРЕКОЗА

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

БАБОЧКА

От цветка к цветку порхает, Утомится - отдыхает. Не птица — а с крыльями, Не пчела, а нектар собирает.

***

Спал цветок и вдруг проснулся Шевельнулся, встрепенулся, Больше спать не захотел — Взвился вверх — и улетел.

МУРАВЕЙНИК, МУРАВЬИ

Возле елок Из иголок Летним днем Построен дом. 3а травой не виден он, А жильцов в нем — миллион.

***

В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий — весь день хлопочет, Дом повыше построить хочет.

***

Мужички без топоров Срубили избу без углов.

КОМАР

Летит птица — Нос долог, Голос тонок, Кто убьет - Свою кровь прольет.

***

Летит, пищит, Ножки длинные тащит. Случай не упустит: Сядет и укусит.

***

Не зверь, не птица, А нос, как спица.

ПЧЕЛА

Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком - Он поделится медком.

***

В темной темнице Работящие девицы Без ниток, без спицы Вяжут рукавицы.

ПАУК

Наткет, наплетет, Сядет - и добычу ждет.

КУЗНЕЧИК

С ветки — на тропинку, С травки - на былинку Прыгает пружинка, — Зеленая спинка. Чемпион по прыжкам Скачет, скачет По лужкам.

ЖУК

Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт. Летит—воет, Сядет — землю роет.

***

Летит, жужжит, шумит, На землю садится, А никто не боится.

Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Речевые игры на тему «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Речевая игра «Сколько овощей» (Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек). Задачи.

Рекомендации родителям. Речевые игры по дороге в детский сад Провести время с пользой можно по пути в детский сад. И сделать это можно, используя игры, которые направлены на развитие речи, логического.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Рекомендации для родителей «Речевые игры по дороге домой» "Речевые игры по дороге домой" Родители совместно с педагогами должны развивать речевые способности своего ребёнка. Лучше развивать речевые.

Рекомендации для родителей «Речевые логические задачки на тему «Зима» Речевые логические задачи– это рассказы и загадки о природе, «задачки на логику», которые позволяют развивать логическое мышление и смекалку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры на тему «Насекомые»
Опубликовано: 30 июля 2022 в 12:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры на тему «Насекомые»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ишрефова (УИ 2852277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД