Лучший педагог года

Региональный компонент в подготовительной группе

Ирина Сивирина
Региональный компонент в подготовительной группе

Реализация регионального компонента в подготовительной группе компенсирующей направленности

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование

величия,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту"

В. А. Сухомлинский

Публикация «Региональный компонент в подготовительной группе» размещена в разделах

«Если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний, то именно «родная культура, как отец и мать, станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность ребенка». Эти слова Д. С. Лихачева направлены на духовное самоопределение, которое нужно пробудить, а не навязывать.

Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в обществе наблюдается «дефицит» духовности, кризис в духовной сфере семьи, непонимание сущности региональной культуры, отсутствие системы управления образованием взрослых в дошкольных учреждениях, отражение проблемы как потребности в изучении региональной культуры.

Ориентиром для работы по Региональному компоненту служит Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края под редакцией Р. М. Литвиновой, Т. В. Чусовитиной, Т. А. Ильиной, Л. А. Поповой, О. Н. Корнюшиной, в основу которой положена идея как личностно-ориентированного, так и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.

Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,

эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья;

- Дать знания детям о родном посёлке, крае: символика, достопримечательности,

промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация;

- Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – городу, краю,

Родине, уважение к своему прошлому и настоящему, познакомить с историей

происхождения города;

- Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном

населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным

культурам, развивать навыки общения.

- развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране;

- дать элементарные знания о флоре и фауне Ставрополья;

- Знакомство с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья,

воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим

землякам, воспитывать чувства гордости за своих земляков.

- оказание необходимой помощи семьям воспитанников в вопросах

патриотического воспитания детей.

- формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать

участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Литература

1. Р. М. Литвинова. Региональная культура : художники, писатели, композиторы. 2010г.

2. Р. М. Литвинова, А. Т. Пащенко. Региональная культура : художники, писатели, композиторы. 2010г. ,сборник №2

3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? 2003г.

4. Система патриотического воспитания ДОУ. Е. Ю. Александрова 2007г.

Месяц Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя

Сентябрь «Моя малая родина».

Уточнить знания детей о СК.

Продолжать знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные

знания детей, формировать представление детей о малой Родине –родном

крае, его геральдике, символике. Воспитывать патриотические чувства.

Беседа с детьми– страна большая, наш край, посёлок - ее часть. Экскурсия по близлежащим к саду улицам.

Объяснение значения пословиц о малой Родине.

Занятие

«День рождения посёлка»

П. С. уточнять и систематизировать знания детей о родном посёлке, истории его возникновения, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях. Закреплять геральдику посёлка, воспитывать любовь к малой Родине

Экскурсия в комнату казачьего быта. Беседа для детей и просмотр видео фильма (альбома) «Традиции и быт народов Северного Кавказа»

Октябрь Рассматривание карты России, карты Ставропольского края,

местоположение Предгорного района.

Чтение стихотворения Кашпурова И. В. «Ставрополье мое». Рассказы воспитателя о Ставропольских лесах (деревья, грибы, ягоды)

Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища»

«Золотая осень Ставрополья»- Лес в картинах художника П. М. Гречишкина

Познакомить детей с творчеством ставропольского художника

(просмотр слайдов "Творчество

П. М. Гречишкина".) Развивать умение детей видеть красоту природы в произведениях

художника. Формировать уважительное отношение к художнику,

прославившему Ставропольский край.

Беседа «Ставрополье – с/х край. Чем богат наш край?» (на основе наглядного материала)

Стихотворения о хлебе, о сельских тружениках

Епанешников Л. Ф. «Солнышко в хлебе» Трудный и долгий путь хлеба на наш стол. Воспитание уважения к людям труда. Бережное отношение к хлебу. Богатства нашего края.

Кашпуров И. В. «Сенокос», «Мастерская».

Люди села. Нелёгкий труд косаря, слесаря и хлебороба.

Геннадий Фатеев «Где родится каравай»

Размышления воспитанников детского сада на тему «Где родится каравай?» Воздание хвалы, чести и уважения людям, чьи руки вырастили хлеб. Оформление альбома "Хвала рукам, что пахнут хлебом!"

Ноябрь Занятие «Природа Ставропольского края»

Познакомить с богатством и разнообразием природы Ставропольского края. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и

понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе, желание

больше узнать о своём крае. Формировать бережное отношение к природе.

«Мир гор Ставрополья».

познакомить дошкольников с названиями гор Ставрополья – Стрижамент, Бештау, Змейка, Кольцо, Машук, Верблюд, Юца, Лысая, Шелудивая, Медовая и др. многообразием полезных ископаемых в горах края, (травертин, песчанник, малахит, гранит, уголь и др., выявить сходства и различия, месторождения камней через экспозиции ставропольского краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева, и Г. К. Праве.

Беседа «Легенды о Ставропольском крае» (на основе наглядного материала) Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством

неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края ; формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории, культуре; воспитывать любовь к родному краю.

Занятие «Я и моя семья»

П. с. формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; дать представление о родословной. воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

М. В. Усов «Перед дальней дорогой»

Описание торжественной минуты прощания ласточек с родным домом. Сходство поведения птиц с поведением людей, покидающих свой дом. Воспитание любви к родному очагу.

Декабрь Беседы «Мой Северо-Кавказский регион – многонациональная семья» Дать детям представление о народах, населяющих соседние территории края. Дать представления об особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиций. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу соседей края Беседа «Национальная одежда народов Северного Кавказа»

Знакомить с особенностями национальной одежды народов СК, ее сходством и отличиями у разных народов (на основе иллюстраций)

«Дом, в котором я живу» Выставка рисунков, макетов,

поделок.

«Как возникли города на Ставрополье» Познакомить детей с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали, их архитектурой. Дать знания о том, что первыми городами на Ставрополье были: Ставрополь, Пятигорск и Кисловодск.

Рассматривание альбомов, открыток о Ставрополе и презентаций о Ставропольском крае».

«Знакомство с историей названий улиц: познакомить детей с историей названий улиц, на которых дети проживают, учреждений с именными названиями.

Январь Беседа «Народные праздники на Ставрополье.

Составление рассказов из личного опыта: «Как я праздновал Рождество (Святки, новый год, Крещение и др.). Чтение произведений детских писателей Ставропольского края и поэтов – Кашпурова И. В., Шубной Л. Ф. и - Екимцева А., Шевченко А. А., Трилисова А. И., Пухальской Г. Н. ,.Л. Епанешников

Беседы о животных Ставропольского края.

Просмотр презентаций о диких животных нашего края.

Февраль Знакомство с птицами Ставрополья. Просмотр презентаций. М. В. Усов «Дорожка в сугробах»

Интересный рассказ - наблюдение за поведением птиц зимой. Призыв угощать бедствующих птиц, устраивать птичьи столовые. Воспитание любви к природе. Умение сострадать.

«Трудовое Ставрополье»

Знакомить детей с трудовым Ставропольем. Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов, животноводов. Дать сведения о труде жителей Ставрополья на промышленных предприятиях. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить с улицами посёлка, носящими имена защитников. Вспомнить памятные места, посвященные защитникам Отечества. Изготовление с детьми и родителями мини

альбомов из рисунков и фотографий «Достопримечательности Ставропольского края»

Март Пухальская Г. Н. «За ужином»

Поучительная сказка – рассказ о бабушке и внуке. Соединение правды жизни с волшебным вымыслом. Мудрость бабушки, прививающей бережное отношение к вещам. Воспитание доброты, уважения, умения видеть и слышать всё, что нас окружает.

Легенды Ставропольского края.

Продолжать знакомить с легендами Ставрополья. Воспитание интереса к истории родного края. Исаков А. «Былиночка»

Волшебная сказка об особенностях природы степной зоны, о невозможности существования растений и животных без воды. Занимательное знакомство с особенностями растений, насекомых и животных Ставропольского края.

Красная книга птиц Ставрополья- презентация. Беседа.

Усов М. В. «Ласточонок»

Отношение человека к природе. Дети и природа. Забота о птенце. Счастливый мальчик. Формирование художественного восприятия окружающего мира.

Апрель Продолжать знакомство с художниками Ставрополья. Называть уже знакомых художников и их картины. Составление альбома иллюстраций Ставропольских художников.

Чтение произведений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого на кавказскую тему. Транспорт нашего посёлка. Добавлять макеты машин в макет посёлка (сельскохозяйственный транспорт) Заповедники Ставропольского края.

Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах Ставропольского края, а также с миром животных и насекомых, с назначением «Красной книги» расширять знания о родной природе Ставропольского края.

Май Дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть». Рассказать о празднике «День Победы» Уточнять и закреплять знания о труде родителей,

труде всех сельчан. Труд приносит пользу жителям всего края и России. Воспитывать любовь к своей семье, своим близким. Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край»

Игры народов Кавказа, казачьи игры. Рассказ воспитателя о «Символике родного края»

Рассматривание репродукций картин Ставропольских художников.

Викторина «Что я знаю о Ставрополье»

К концу года дети должны знать:

• Свой домашний адрес, название города, края.

• Иметь представление о символике Ставрополя, Ставропольского края.

• Знать названия близлежащих улиц.

• Иметь представления о жизни и быте народов Северного Кавказа.

• Различать национальные костюмы, уметь играть в их подвижные игры.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности городов КМВ, уметь рассказать о них.

• Знать профессии своих родителей.

• Знать правила поведения в природе, на улицах города

• Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Публикации по теме:

«Край в котором мы живём». Конспект занятия в старшей группе (региональный компонент) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Гулькевичи Гулькевичский район Конспект непосредственно.

Музыкальный план (региональный компонент) в старших и подготовительных группах Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Родничок» г. Моздока РСО - Алания.

Национально-региональный компонент РСО-АланияНационально-региональный компонент РСО-Алания Северная Осетия – край белоснежных гор – великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов. «…До конца своих дней Благодарен.

Перспективное планирование работы в средней группе. Национально-региональный компонентПерспективное планирование работы в средней группе. Национально-региональный компонент Перспективный план работы с детьми средней группы Тема: «Национально – региональный компонент». 2017- 2018 учебный год. Воспитатель МБДОУ.

Презентация «Приобщение детей к родному краю через региональный компонент» представляю вам свою работу по национально - региональному компоненту " Приобщению детей к родному краю через региональный компонент" Воспитатель.

Региональный компонент Ставропольского края в подготовительной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12» ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Перспективный.

Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование Л. Г. Васильева Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» Месяц Тема образовательной ситуации Группа.

Региональный компонент в ДОУ Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Моё родное Ставрополье, мой родной город». Цель: Закрепление.

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Необходимость внедрения.

Патриотическое воспитание-региональный компонент село Дмитриево Помряскино Сл. Н. Марянина, муз. С. Лямина — «Дмитриево Помряскино. «Тема» Патриотическое воспитание-региональный компонент. На занятиях,посвящённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент в подготовительной группе
Опубликовано: 27 января 2018 в 13:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД