Приложение МААМ

Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование

Марина Ерезеева
Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование
▼ Скачать + Заказать документы

Узоры чувашской земли

Л. Г. Васильева

Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет

«Узоры чувашской земли»

Месяц Тема образовательной ситуации Группа задач

Сентябрь

«Вот красавицы-матрешки русские, хороши-

не рассказать»

Публикация «Региональный компонент, Л, Г, Васильева „Узоры чувашской земли“, Планирование» размещена в разделах

Познакомить с происхождением раскладывающихся кукол-матрешек как символом народного искусства. Обучать освоению их признаков (цвет, часть и целое, величина, количество). Обучать соотнесению предметов по величине. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки русские, хороши-

не рассказать» Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие русской матрешки, принадлежащей разным художественным промыслам (семеновские, полхов-майданские и др.) Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки чувашские, хороши-

не рассказать» Вызывать интерес к рассматриванию изделий декоративно-прикладного искусства народов, проживающих в ЧР. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки татарские, хороши-

не рассказать» Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Сентябрь «Вот красавицы-матрешки мордовские, хороши-

не рассказать» Развивать эстетические чувства детей. Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента. Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь.

Октябрь «В царстве дымковских игрушек» Развивать способность видения разнообразных образов, характерных для дымковской игрушки. Вызвать чувство радости и эмоциональную отзывчивость на красоту и пластичность форм. Обучать выделению в дымковской росписи полосатых и клетчатых узоров, называнию сочетания цветов.

Октябрь «В царстве дымковских игрушек»

Настольный театр кукол Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их. Формировать первичные представления о свойствах игрушки (цвете, размере, количестве, части и целом). Развивать интерес к стихам о народных игрушках, скороговоркам и сказкам об изделиях декоративно-прикладного искусства. Обогащать активный словарь

Октябрь «Русская матрешка вся такая ладная, яркая, нарядная» Развивать эстетические чувства детей. Развивать интерес к действиям с русской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Обучать соотнесению предметов по величине.

Октябрь «Удивительный мир чувашских матрешек» Развивать интерес к действиям с чувашской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Развивать зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетания цветов, узоров и фона.

Ноябрь «Чудесные куколки-татарские матрешки» Приобщать к миру татарской народной культуры. Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие татарской матрешки. Развивать интерес к действиям с татарской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом).

Ноябрь «Чудесные куколки-татарские матрешки» Развивать в процессе игр с народными игрушками зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Стимулировать развитие коммуникативных умений. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Совершенствовать моторику пальцев, координацию руки и глаза (соединение рисунка на двух половинках матрешки)

Ноябрь «Тряпичные куколки чувашские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Поддерживать интерес к народной кукле как объекту окружающего мира. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте. Вызывать эмоциональную отзывчивость на восприятие тряпичной куклы, желание любоваться ею, радоваться ее внешнему виду.

Ноябрь «Тряпичные куколки русские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Развивать интерес к действиям с русской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Стимулировать развитие коммуникативных умений. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетания цветов, узоров и фона.

Декабрь «Тряпичные куколки татарские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетания цветов, узоров и фона.

Декабрь «Тряпичные куколки мордовские-просто загляденье!»

Сюжетная игра Поддерживать интерес к народной кукле как объекту окружающего мира. Формировать общее представление о народной тряпичной кукле, ее разнообразии и красоте. Вызывать эмоциональную отзывчивость на восприятие тряпичной куклы, желание любоваться ею, радоваться ее внешнему виду.

Декабрь «Волшебный город дивных игрушек» Формировать общее представление о народной игрушке, ее разнообразии и красоте. Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие народных игрушек многообразных видов (куклы-матрешки, тряпичные куклы, дымковские игрушки, разнящихся по этнографическим мотивам (русские, чувашские, татарские, мордовские). Закрепить представление о том, что они отличаются элементами узор. Развивать способность видения необычных и разнообразных образов, характерных для них.

Декабрь «Волшебный город дивных игрушек»

Развлечение Предоставить детям возможность участия в развлечениях и праздниках этнокультурной тематики в качестве непосредственных участников. Развивать в процессе игр с народными игрушками зрительное восприятие, глазомер, пространственное мышление, память. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками по поводу народной игрушки. Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их.

Декабрь

Художественно-дидактические игры «Откроем матрешку», «Найди сестричек», «Матрешки перепутались», «Матрешка потерялась»

Формировать умение активно участвовать в играх, носящих этнокультурный оттенок, свободно пользоваться народными игрушками. Формировать умение выделять из ряда матрешек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу, действовать по речевому сигналу.

Январь Художественно-дидактические игры «Соберем матрешки», «Разберем матрешку», «Расставим матрешек по кругу», «Расставим матрешек по росту» Формировать умение самостоятельно действовать с шестью местными матрешками: открывать, разбирать, сравнивать по величине, выстраивать в ряд и в круг, вкладывать друг в друга, подбирать части и совмещать их в соответствии с рисунком.

Январь Сюжетные игры «Чаепитие», «Уложим куклу спать» Обеспечить связь игры этнокультурной направленности с конструированием. Инициировать самостоятельное конструирование объектов из строительного материала с учетом их функциональности на основе постановки сюжетно-игровых задач (построить кроватку для укладывания куклы спать, стул-чтобы посадить ее за стол, по словесно и наглядно обозначенному условию-размеру сооружения для использования в игровой деятельности.

Январь Настольно-печатная игра «Найди сестричек по одежке» Формировать умение подбирать части и совмещать их в соответствии с рисунком, действовать по речевому сигналу. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук, координацию руки и глаза.

Февраль «Купила Марусе чувашские бусы бабуся…»

Лепка Развивать интерес к бусам как к предмету украшения по мотивам чувашских народных изделий. Обучать лепке несложных украшений по мотивам чувашского народного искусства-бус, отличающихся одним цветом в одном ожерелье (бусы белые или черные, или зеленые, или красные, или желтого цвета-одного из названных цветов, путем складывания кусочка пластилина между ладонями кругообразными движениями для получения шарообразной формы. Обучать чередовать их по размеру и количеству (большая бусина-маленькая бусинка, 2 большие бусины-2 маленькие бусинки; в середине все большие бусины, а на концах-маленькие бусинки)

Февраль

«Купила Марусе мордовские бусы бабуся…»

Лепка

Закрепить знания о круглой форме, размере, цветах. Обучать лепке несложных украшений по мотивам мордовского народного искусства-бус, отличающихся одним цветом в одном ожерелье (фарфоровые и позолоченные). Развивать глазомер и зрительный контроль за движениями рук и кончиков пальцев в процессе лепки.

Февраль «Пестрядинная ткань «улача» для чувашской матрешки»

Рисование Развивать интерес к созданию выразительного образа праздничной одежды для кукол-матрешек по мотивам чувашского узорного ткачества. Обучать созданию композиции клетчатого узора на бумаге прямоугольной формы путем чередования вертикальных и горизонтальных одноцветных полос для получения квадратов-клеток и размещения по их середине или краям разноцветных горизонтальных и вертикальных полос в два ряда. Обучать передаче своеобразия цветовой гаммы чувашского ткачества и выбору цвета для полос.

Март «Красно-белая ткань в крупную клетку для мордовской матрешки»

Рисование Формирование способностей к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности.

Март «Ожерелье из бус для чувашских (мордовских) куколок»

Лепка Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности.

Развивать творческие действия и способность самостоятельного создания выразительного образа декоративно-прикладного искусства средствами лепки. Развивать глазомер и зрительный контроль за движениями рук и кончиков пальцев в процессе лепки.

Март «Русские матрешки в дождь испортили одежки»

Рисование Развивать желание создавать в технике рисования образы предметов русского декоративно-приклодного искусства («ткань» для сарафанов матрешек) узорами (пятнами, мазками, точками, кругами, линиями разной длин и ширины и разной направленности). Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета гуашевых красок на основе своеобразия цветовой гаммы русского декоративно-прикладного искусства. Воспитывать доброе отношение у народным игрушкам. Развивать способность сопереживать их неудачам, желание помогать им.

Март «Кавалеры и барышни, как вы чудо хороши: брюки полосатые, юбочки клетчатые, на полосках точки, а вокруг кружочки»

Рисование Обучать выделению новой композиции дымковской росписи-клетчатого узора, заполненного одинаковыми узорами (кругами) на юбке барыни, полосатого узора-точками на брюках кавалера.

Обучать созданию выразительного образа, используя клетчатый узор из чередования полос с кругами и точками-горошинами (юбка барыни) и полосатый узор из чередования полос с точками-горошинами (брюки кавалера). Обучать использованию для создания узоров теплых цветов (красный, оранжевый, желтый) и одного холодного цвета (зеленого или синего).

Март «Праздник народной игрушки-куклы (чувашской, русской, татарской, мордовской» Предоставить детям возможность участия в развлечениях и праздниках этнокультурной тематики в качестве непосредственных участников. Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам, их красоте и уважительное отношение к самобытному творчеству народных мастеров, создавших их. Развитие декоративно-игрового творчества.

Апрель «Полосатые коврики-половинки «печек кавирсем» для чувашских куколок-малюток»

Аппликация Развивать чувство цвета при чередовании и наклеивании цветных полосок. Стимулировать желание создавать свой вариант комбинаций орнаментальных узоров по цвету, проявляя творчество. Развивать умение выражать свои мысли о красоте народного орнамента, называть сочетание цветов, узоров и фона.

Апрель «Полосатые и клетчатые ткани – пестрядь «улача» для друзей чувашских кукол Сарине и Сентти»

Рисование Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (образа праздничной одежды для кукол-мальчиков, кукол-девочек) по мотивам чувашского узорного ткачества путем чередования вертикальных и горизонтальных одноцветных полос для получения квадратов-клеток и размещения по их середине или краям разноцветных горизонтальных и вертикальных полос в 2 ряда. Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам-народным игрушкам.

Апрель «Хоровод дружбы матрешек и кукол (чувашских)»

Рисование Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета гуашевых красок для рисования с фоном бумаги на основе своеобразия цветовой гаммы чувашского декоративно-прикладного искусства. Стимулировать желание создавать свой вариант комбинаций орнаментальных узоров по цвету, проявляя творчество.

Апрель «Хоровод дружбы матрешек и кукол (русских)»

Рисование Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (образа праздничной ткани для матрешек, дымковских барышень и кавалеров) по мотивам русской матрешки и дымковской росписи на основе использования разнообразных узоров (мазки, линии разной длины, ширины и направленности, точки и круги).

Май «Хоровод дружбы матрешек и кукол (татарских)»

Развивать замысел и интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике аппликации (образа праздничной ткани для матрешек) по мотивам татарского декоративно-прикладного искусства из готовых растительных форм (тюльпанов и колокольчиков, чередуя их по цвету и величине на определенном цветном фоне (зеленого или розового цветов).

Май

«Веселье» красок лоскутного одеяла (чувашского)»

Аппликация

Обогащать эстетический опыт детей в процессе знакомства с рукотворной красотой лоскутных одеял, рождающих ассоциации с сиянием солнца (узоры солнц в чувашском искусстве). Вызвать эмоциональный отклик на создание несложных орнаментальных композиций по мотивам чувашских домотканых половиков-дорожек путем наклеивания готовых геометрических фигур (полосок) рядом, чередуя их по цвету. Обучать созданию лоскутных одеял из цветной бумаги путем наклеивания готовых фигур (маленьких квадратов разного цвета и большого квадрата с чувашским узором)

Май «Веселье» красок лоскутного одеяла (татарского)»

Аппликация

Обогащать эстетический опыт детей в процессе знакомства с рукотворной красотой лоскутных одеял, рождающих ассоциации с красотой цветов (узоры тюльпанов в татарском искусстве). Вызвать эмоциональный отклик на создание несложных орнаментальных композиций по мотивам татарских домотканых половиков-дорожек путем наклеивания готовых геометрических фигур (полосок) рядом, чередуя их по цвету. Обучать созданию лоскутных одеял из цветной бумаги путем наклеивания готовых фигур (маленьких квадратов разного цвета и большого квадрата с татарским узором)

Май «Веселье» красок лоскутного одеяла (русского)»

Аппликация

Обогащать эстетический опыт детей в процессе знакомства с рукотворной красотой лоскутных одеял, рождающих ассоциации со спелыми ягодами (узоры ягод в русском искусстве). Вызвать эмоциональный отклик на создание несложных орнаментальных композиций по мотивам русских домотканых половиков-дорожек путем наклеивания готовых геометрических фигур (полосок) рядом, чередуя их по цвету. Обучать созданию лоскутных одеял из цветной бумаги путем наклеивания готовых фигур (маленьких квадратов разного цвета и большого квадрата с русским узором)

Публикации по теме:

Национально-региональный компонент как способ социализации воспитанника Россия - многонациональная страна. Каждый регион уникален,это отчетливо отображается на формировании предметно-пространственной среды детских.

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников "Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников" Весь мир мой храм Любовь -моя святыня Отечество – вселенное.

Доклад «Национально-региональный компонент в работе с дошкольниками» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» г. Сосногорска Доклад по.

Конспект лепка в старшей «Первоцветы» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности: Художественно-эстетическое развитие– Лепка (22.03.2017) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Первоцветы».

Перспективное планирование работы по приобщению младших дошкольников к основам правового воспитания (региональный компонент) Задачи: Младшая группа (от 3 до 4 лет): • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. • Продолжать формировать.

Региональный компонент. Дидактическая игра. Возрастная направленность: старший дошкольный возраст. Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения.

Региональный компонент. Непосредственно образовательная деятельность «Строительство дома» Возрастная направленность: старший дошкольный возраст. Программные задачи. Воспитательные: создать условия для воспитания семьянина, продолжателя.

Региональный компонент в ДОУ Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Моё родное Ставрополье, мой родной город». Цель: Закрепление.

Региональный компонент в нетрадиционной форме работы с родителями «Образование должно быть направленно на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, национальным ценностям.

Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование
Опубликовано: 31 августа 2017 в 23:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Региональный компонент. Л. Г. Васильева «Узоры чувашской земли». Планирование» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ерезеева (УИ 101818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД