Валентина Дубова
Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Публикация «Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду региональный компонент осуществляется по программе «Я и мой мир» Цеевой Л. Х. Зайко В. В., Панеш Б. Х., Петрова Н. В.
Цель:
• Формировать целостные представления о родном крае.
Задачи:
• Формирование у ребенка представлений и понятий о себе как представителя мира людей, нации;
• Приобщать к истории родного края, города;
• Формировать представление о национальных традициях, ответственности за жизнь родного края;
• Воспитание любви к родному дому, семье, Родине.
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми : специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.
Специально организованные занятия.
Знакомство детей с родным краем включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объём и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учётом принципов доступности, системности, последовательности усложнения материала.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).
При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность.
Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного посёлка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри детского сода, так и на уровне округа района.
Взаимодействие с родителями.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство родного края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, то открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».