Папазян Армине
Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 2–3 лет за сезонными явлениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все отрезки времени данной работой, включая различные виды деятельности детей, прогулку, развлечения. Вот, например, какую работу мы планировали и проводили на прогулке в феврале:
* Наблюдение за солнцем : оно появляется все чаше, с каждым днем светит ярче.
Публикация «Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 2–3 лет за сезонными явлениями в природе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сезонные консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
* Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить: ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.
* Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).
* Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
* Наблюдения за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.
Осенью на прогулках формировали элементарные представления об осенних изменениях в природе : на деревьях разноцветные листья, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев. Предлагали поиграть с разноцветными осенними листьями, учили называть их основные цвета (желтый, зеленый, красный).
Для закрепелния знаний проводили дидактические игры «Найди такой же листок», «Покажи красный (желтый, зеленый) листок. Основная цель игры «Найди такой же листок» – научить детей находить в природе листья растений, которые им показывают. Рассматривали с детьми листья с деревьев, которые растут на участке детского сада, например, клена, березы, тополя. Затем поднимали один листок и предлагали детям найти лист с этого же дерева.
Очень подходила к теме наблюдения подвижная игра «Мы – осенние листочки». Дети все вместе произносили слова и выполняли действия в соответствии с текстом стихотворения.
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Ветер снова подул
И листочки быстро сдул.
Покрутил их, покружил
И на землю опустил.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
С помощью вертушек показывали детям, как дует осенний ветер; во время дождя слушали, как стучат капли по крыше и стеклам окон, читали потешку «Дождик-дождик»
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
На прогулке обязательно обращали внимание детей на то, как одеты люди на улице осенью.
А вот какую цель прогулки весной мы определили, и как строилось наблюдение.
Цель: помогать детям всматриваться, вслушиваться, замечать кра-соту природы и переживать чувство радости в связи с этим.
Позвали детей посмотреть на только что появившиеся листья: «Ребята, поглядите, наконец-то появились из своих домиков листочки. Понюхайте, нравится вам запах? Тихонечко дотроньтесь до них пальцами. Что вы чувствуете?
Дети. Листочки липкие, нежные, мягкие, теплые.
Давайте представим, что мы тоже листочки, только что родились, качаемся на ветках высоко над землей. Чувствуете, как ласкают нас теплые лучи солнца? Что еще чувствуют листочки?
Дети. Ветерок раскачивает как на качелях. Приятно. Радостно.
Часто во время наблюдений на прогулке использовали небольшие стихотворения, потешки, заклички, песенки. Они только украшали содержание наблюдений, создавали атмосферу радости и красоты. Так, в зимнее время обращали внимание на то, как снег укрывает землю, деревья и дома; как он падает; предлагали потрогать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, белый, тает). Вспомнили с детьми песню «Зима» (муз. В. Красевой, сл. Н. Френкель) :
Вот зима, кругом бело:
Много снега намело.
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал.
А в саду у нас гора,
Все катаются с утра.
Крикнул Ваня: «Берегись!»
Покатился с горки вниз.
Предлагаем несколько небольших по объему стихотворений, которые украсят наблюдения с детьми за сезонными явлениями в природе :
– Туча, туча, ты откуда?
– А оттуда!
– Туча, туча, ты куда?
– А туда!
Туча медленно плывет,
Дождик маленький идет.
Дождик, дождик – кап да кап!
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять –
Наденем галошки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Наших детушек мочить.
Наших детушек мочить.
Снегопад
Снегопад, снегопад!
Засыпает снегом сад,
И болота, и луга,
И речные берега,
И тропинки горные,
И поля просторные.
Все крутом белым-бело,
Все дороги замело.
В белых ватниках дубки,
Ели в белых платьицах.
Рады зайцы-беляки –
Лече будет прятаться.
(И. Василевский)
Заклички
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солныщко, нарядись,
Красное покажись!
Дождик-дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка
Колоколнышка!
Жаворонки-жавороночки,
Прилетайте к нам.
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки-ноги отморозила!
Веселей-светлей
Засияло солнце,
Вот веселый месяц май
К нам взглянул в оконце!
Дождались мы светлого мая,
Цветы и деревья цветут,
И по небу синему, тая,
Румяные тучки плывут.
Здравствуй, май веселый,
Мы ждем тебя давно.
Зеленые деревья
К нам глядят в окно.
За период практического исследования был проведен ряд комплексных занятий. Представим два из них – «Осенний листопад» и «Выпал первый снежок».