Получи документы

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

Юлия Пономарева
Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

«Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе».

Актуальность выбранной темы определяется следующим

1. Во - первых современные требования к выпускникам детских садов очень большие: связная речь выпускника должна быть содержательна, логически последовательна, грамматически правильно построена, смысл речи должен быть точен, в речи должны использоваться разнообразные лексические средства. Но школа предъявляет претензии к связной речи выпускников, так как дети не всегда умеют составлять предложения; полностью передать содержание; соблюдать связность и последовательность изложения; отображать в речи обусловленную логическую цепочку в описании признаков предмета и др.

Публикация «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе» размещена в разделах

2. Во – вторых отсутствие развитие связной речи детей в семье. В основном это связано с повышенной занятостью взрослых, которые мало общаются с ребенком и препятствия при развитии связной речи детей, например игры на телефонах и планшетах, просмотр телевизора

3. В – третьих, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье вообще не уделяется внимание развитию связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе, а ознакомление с данным явлением развивает у детей различные стороны связной речи.

Цель: исследование способов и средств развития речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.

Задачи исследования:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить понятие связной речи и ее значение для развития ребенка;

2) описать особенности ознакомления с сезонными явлениями в природе в процессе развития связной речи детей в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи эмпирического исследования:

1) провести первичную диагностику развития связной речи детей;

3) провести формирующий этап;

4) провести вторичную диагностику;

5) провести анализ результатов.

Объект исследования: процесс развития связной речи детей.

Предмет исследования: развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.

Гипотеза исследования: развитие связной речи детей будет происходить более интенсивно, если в игровую, словесно-практическую деятельности дошкольников будут включены задания и игры на ознакомление с сезонными явлениями в природе.

Методологическая база исследования

1 вариант

В теоретической главе мы изучили теоретические аспекты изучения развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.

При работе с 1 главой были рассмотрены.

1.1 Понятие связной речи в психолого-педагогической литературе и ее значение для развития ребенка.

1.2 Особенности развития связной речи детей.

1.3 Процесс ознакомления с сезонными явлениями в природе и его роль в развитии связной речи детей.

2 вариант

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Обучение дошкольников связной речи рассмотрено в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Л. М. Гурович и др.

В теоретической части мы раскрываем базовые определения. Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [Львов, 2011; с. 55].

В данном исследовании под связной речью понимается развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.

Связная речь в жизни дошкольника необходима для налаживания связей с людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние на поведение в обществе, важна для становления его как гармоничной, целостной личности.

Главная характеристика связной речи - степень ясности и понятность для собеседника [Полянская, 2010; с. 25].

Речь считается связной, если для нее характерны [Карпова, 2013; с. 76] : содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей); ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Сезонные явления - периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, [Брехман, 2017; с. 113]

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОБУ «Детский сад №13 «Берёзка» г. Сясьстрой. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста в количестве 24 человек, в возрасте от 5 до 6 лет (8 мальчиков (33%) и 16 девочек (67%, группа отбиралась произвольно. (Методы - беседа, наблюдение)

Опираясь на сделанные выводы, нами была разработана эмпирическая часть исследования, которая включала констатирующий эксперимент. Экспериментальное исследование проходило с использованием трех методик.

На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты:

- исследование развития связной речи детей по методике Е. В. Желтышевой показали, что общий уровень развития связной речи – низкий.

- исследование развития связной речи детей с помощью беседы по прочитанному по методике О. А. Есиной показали, что общий уровень развития связной речи с помощью беседы по прочитанному – низкий.

- исследование развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе по методике Т. И. Пилипенко показали, что общий уровень развития связной речи в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе – низкий.

Нами была организована работа с текстом, рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Детям был прочитан рассказ 3 раза, после чего детям было предложено пересказать его текст.

Низкий уровень развития связной речи по методике Е. В. Желтышевой заключался в следующем, дети составляли предложения только по наводящим вопросам, слова в предложении между собой не были связаны, последовательность слов в предложении нарушена; дети частично передавали содержание текста; у детей связность и последовательность изложения значительно нарушена, дети при пересказе не соблюдали определенную логическую последовательность в описании признаков предмета, у них отмечались множественные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков.

Формирующий этап эксперимента «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе».

Для развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе мы разработали следующие направления.

1. Игры, направленные на развитие связной речи по теме «Сезонные явления в природе». ознакомление детей с сезонными явлениями в природе : «Назови слова-родственники» - активизация умения образовать родственные слова (снег – снежинка –снеговик – снегурочка –подснежник)., «Назови ласково» - учить образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом, «Продолжи предложение» - (дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида)-Здесь цветы расцветают, а у бабушки уже расцвели, «Почему так назвали?» -Образование новых слов. Первоцвет, подснежник.

2. Комплекс занятий, направленных на развитие связной речи по теме «Сезонные явления в природе». Такие как «Сезонные изменения в природе», «Времена года», «Осень». Сезонные изменения в природе», «Зима. Сезонные изменения в природе», «Весна. Сезонные изменения в природе», «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы».

3. Оформление группы для каждого сезона года.

4. Создание дидактического пособия «Сезонный глобус».

Дидактические игры, основанные на использовании такого «Сезонного глобуса», могут включать в себя:

- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе,

- обогащение и расширение словаря детей,

- ориентировка в пространстве: справа - слева, вверху, внизу,

- ознакомление детей с цветом, формой, величиной. Игры с дидактическим пособием «Сезонный глобус» проходили в группе, как в утренние часы, так и в вечерние.

5. Экскурсии в природу, направленные на наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе : «Погода осенью», «Изменения деревьев и кустарников осенью», «Хмурое небо», «Труд людей осенью», «Как мы одеваемся осенью», «Погода зимой», «Изменения деревьев и кустарников зимой», «Погода весной», «Изменения деревьев и кустарников весной», «Первые цветы» и т. д.

6. Консультации с родителями.

7. Праздники и развлечения в конце каждого природного сезона. (праздник «Осень золотая», праздник «Зама озорница», праздник «Весна Красна») и развлечения («Осенние сюрпризы», «Осень – пора богатого урожая», «Зимние забавы», «Зима чаровница», «Весеннее настроение», «Первоцвет», «Птицы прилетели», «Первый одуванчик», «Красное солнышко»).

8. Составление рассказов на следующие темы: «Природные явления осени», «Природные явления зимы», «Природные явления весны», «Сезонные явления в жизни растений», «Сезонные явления в жизни животных», «Сезонные явления в различные времена года (дождь, снег, текущие ручьи и т. д.)», «Труд взрослых осенью», «Труд взрослых зимой», «Труд взрослых весной», «Листопад», «Отлет птиц», «Линька зверей», «Появление кучевых облаков», «Туча – гроза – молния – гром», «Дождь-солнце - радуга»; «Таяние снега-ручьи» и др..

Занятия были спланированы с учетом сезонных явлений в природе : лето, осень, зима, весна. Основные наблюдения проводились в первой половине дня, так как в это время дети наиболее настроены на восприятие знаний о природе и способны больше запомнить информации по проводимому занятию.

В ходе проведения экспериментальной работы мы наблюдали заинтересованность детей. Они с удовольствием включались в экспериментальную деятельность.

В заключение была проведена контрольная диагностика.

Были получены следующие результаты:

Исследование развития связной речи детей по трем методикам показало, что общий уровень развития речи – средний.

- исследование развития связной речи детей с помощью методики Е. В. Желтышевой показали, что общий уровень развития связной речи – средний.

- исследование развития связной речи детей с помощью беседы по прочитанному по методике О. А. Есиной показали, что общий уровень развития связной речи с помощью беседы по прочитанному – средний.

- исследование развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе с помощью методики Т. И. Пилипенко показали, что общий уровень развития связной речи в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе – средний.

Таким образом, предложенные направления развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе дали положительные результаты.

Следовательно, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и в умение добывать эти знания самому. Экспериментирование.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания» Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности.

Методические рекомендации для воспитателей «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы» «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы» Формирование представлений о закономерных круглогодичных изменениях.

Методическое пособие «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями» Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет интенсивное накопление.

Развитие творческого мышления детей шестилетнего возраста в процессе ознакомления с геометрическим материалом Тема: «Развитие творческого мышления детей шестилетнего возраста в процессе ознакомления с геометрическим материалом» Кузнецова Елена Михайловна.

Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Занятие по развитию речи детей в процессе ознакомления с речевым этикетом «Карлсон в гостях у ребят»Занятие по развитию речи детей в процессе ознакомления с речевым этикетом «Карлсон в гостях у ребят» Цель: создание условий для расширения знаний о правилах речевого этикета. Задачи: - развитие способности употреблять различные словесные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 14:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД