Екатерина Саенко
Рекомендации для родителей «Графические диктанты по клеткам»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня хотим предложить вашему вниманию ону из рекомендаций для родителей наших воспитанников.
Наиболее сложным навыком для первоклассника является работа в тетради. Даже такая, казалось бы, простая форма как работа по трафарету, по образцу требует от ребенка немалых усилий. Что говорить о том, насколько трудна для него работа в тетради. Клеточки, линии, отступы, промежутки между словами, пропуски линий и клеток – все это сложно для первоклассника. Как использовать графические диктанты в занятиях с дошкольниками, чтобы способствовать быстрому привыканию ребенка к работе в тетради? Научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе, вырабатывая при этом почерк, аккуратность и, самое главное - научить его письму - очень сложно. Предлагаем вам несколько заданий.
Публикация «Рекомендации для родителей „Графические диктанты по клеткам“» размещена в разделах
- Графические диктанты
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Подготовительная работа. Закрепление знаний левой и правой руки.
Берем альбомный лист и складываем его вдвое по высоте, перегибая лист слева направо (на другой день — справа налево, равняя края. Согнутый таким образом лист перегибаем еще раз, но уже сверху вниз (потом снизу вверх). Получился прямоугольник. Развертываем его. У нас лист из 4 прямоугольников. Проводим по сгибам карандашом. В дальнейшем начинаем использовать для этого линейку. Считаем прямоугольники, обращая внимание на то, что у нас по два прямоугольника справа и слева и по два прямоугольника вверху и внизу.
Нарисуйте круг в нижнем правом прямоугольнике, треугольник - в нижнем левом, квадрат - в верхнем правом, треугольник - в верхнем левом.
Наблюдения за солнцем
Где солнце утром? Покажите. Назовите (нижний левый прямоугольник). Днем? Покажите. Назовите (верхний левый). После сна? Покажите. Назовите (верхний правый). Идем на прогулку. Покажите. Назовите (нижний правый)
Усложнение заданий
Поставьте красную точку в середине левого нижнего прямоугольника, синюю - в верхнем правом углу нижнего правого прямоугольника. Эту работу выполняем поэтапно: покажи нижний правый прямоугольник пальчиком, теперь найди в нем верхний правый угол, поставь там точку синим карандашом.
Наблюдения за солнцем
Рисуем солнце в разное время суток, глядя в окно. Окно ведь тоже разделено на прямоугольники.
Задания для графических диктантов подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм, чтобы не перенапрягать зрение.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого.
Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте ребенку, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять его, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Начинаем с простого:
Проводим линии «от руки», по тетрадным линиям по образцу. Образцы чертите сами. Можно использовать занимательные игровые моменты подготовки: крупные цветные клетки, различные фигуры, которые дети будут обводить карандашами разного цвета и др.
Перед началом работы с графическим диктантом сами возьмите листок в крупную клетку - зрительный образец, поставьте в тетради большую красную точку. Сначала показываете сами на своем листе, а ребенок будет повторять. Начинайте работать: 3 клетки вниз, 3 клетки вправо - это слуховой образец, ориентир точки, от которой начинаем «плясать», строить фигуру.
После того как диктант закончен обязательно похвалите ребенка за достигнутый результат, при необходимости вместе с ним найдите место, где он допустил ошибку и исправьте ее. Если у ребенка есть желание, то можно предложить ему раскрасить готовую картинку или заштриховать ее. Если ребенок еще не устал и хочет продолжать занятие, то можно попросить его самостоятельно придумать рисунок по клеточкам, а затем вместе с ним составить графический диктант по его фигурке.
Графический диктант очень полезен для дошкольников. Он помогает выработать у ребенка очень важные навыки – внимательность, усидчивость, координацию движения, мелкую моторику пальцев.
Как научиться писать графические диктанты?
Несколько полезных советов:
Начинать учиться писать графические диктанты следует с самых простых заданий.
- Рекомендую пользоваться мягким простым карандашом, чтобы ребенок мог легко исправить ошибки.
- На первых порах помогайте ребенку и координируйте его действия. Если ребенок ошибается в понятиях «право» и «лево», то сделайте ему пометку на одной из рук в виде бантика или браслетика.
Это самые простые умения, которые необходимо освоить вашему ребенку.
Графические диктанты по стрелочкам.
Задание со стрелочками выглядит очень наглядно. Стрелка указывает направление движения, а впереди написанное число показывает на сколько клеточек нужно продвинуться в данном направлении. Примеры математических диктантов можно брать из книги Ольги Наумовой «Математические диктанты по клеточкам». Начинать следует, как мы уже и говорили, с самых простых линий.
Польза
Графические диктанты оказывают хорошую помощь родителям и педагогам в подготовке ребенка к обучению в школе. С помощью них вы сможете помочь ребенку избежать трудностей, которые возникают у учеников во время обучения. Среди них неразвитая орфографическая зоркость, рассеянность, плохая концентрация внимания, неусидчивость.
Занимаясь с дошкольником регулярно, вы будете развивать внимание, логическое и абстрактное мышление, воображение, усидчивость, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе, координировать свои движения. Вы научите ребенка правильно держать ручку и карандаш, обучите счету. Выполняя графические диктанты, ребенок выучит понятия «право-лево», «верх-низ», закрепит полученные знания на практике.
Желаемый результат - это не случайность, это итог правильных действий.