Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению»

Ирина Румянцева
Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению»

1. С чего начинать?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки – игрушки с изображением предметов, окружающих малыша, книжки – вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками. У подрастающего ребенка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия, произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести и т. д., различной тематики и направлений. А также должны фольклорные произведения (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и т. п.).

2. С какого возраста можно читать детям?

Знакомство с книгой нужно начинать с самого раннего возраста ребенка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать. Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен малышу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Звучание родного языка, время, проведенное вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, - все это постепенно превратит ребенка в увлеченного читателя.

3. Как вызвать интерес к книге?

Пусть у ребенка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребенку незнакомую книгу, даже если Вам очень хочется ее прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. Можно положить ее на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься ее чтением на глазах у ребенка, а потом прочитать из нее какой-нибудь интересный отрывок. И вообще, старайтесь сами увлеченно читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребенок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определенный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Воспитайте у ребенка отношение к книге как к ценному подарку, дарите книги своему ребенку.

4. Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребенка (и взрослого, определенное время в режиме дня, отведенное для чтения, желание взрослого не только читать для ребенка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги).

5. Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание книги?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, сопровождать текст жестами, активно пользоваться мимикой. Таким образом, передавая эмоциональное состояние героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) превратится в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

6. Как воспитать активного читателя?

Прежде всего будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребенку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком – либо известном ребенку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например, о том, какого цвета или какой формы это предмет. Старайтесь поощрять и у ребенка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

7. Как часто нужно читать ребенку?

Ни дня без книги – это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка – это не просто развлечение для ребенка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

8. До какого времени нужно читать ребенку?

Не прекращайте чтение вслух, даже если ребенок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в тоже время не забывайте, что для дошкольника чтение – очень трудоемкий процесс, поэтому не принуждайте ребенка читать художественную литературу, если у него нет такого желания. Для этой цели предназначена другая литература – буквари, азбуки с дидактическими текстами.

Если у ребенка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему все больше возможности для самостоятельного чтения.

9. В чем ценность чтения «с удовольствием»?

Ответим на этот вопрос словами известного российского ученого, академика Д. С. Лихачёва: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это дается только тогда, когда … вы читаете с удовольствием не потому, что-то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды или тщеславия, а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать… «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».

Безусловно, эти слова в равной степени можно отнести как к взрослым, так и к детям. При условии систематического увлеченного чтения ребенок начинает интересно рассуждать о прочитанном, у него формируются определенные литературные пристрастия, и вы понимаете, что ваши труды не пропали даром.

Спасибо дорогие коллеги за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Давай поиграем, или Как выбрать полезную игрушку для детей 2–3 лет» «Давай поиграем!» - или как выбрать полезную игрушку для детей 2-3 лет Воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад №2 «Журавушка» Матвеева Валентина.

Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь» Как помочь ребенку развить связную речь /Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе.

Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь детям так хорошо дома! И.

Консультация для родителей «Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе» Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы.

Консультация для родителей «Как привить интерес к математике» Консультация для родителей: «Как привить ребенку интерес к математике?» Воспитатель: Онипко Л. В Обучению дошкольников началам.

Консультация для родителей «Как развить фантазию ребенка» Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей, к примеру, о розовых слонах, которые защищают их от всяких чудищ и.

Консультация для родителей «Как развить мелкую мускулатуру рук ребенка» Консультация для родителей "Как развить мелкую мускулатуру рук ребенка" Игры с пальчиками на кухне Большую часть времени мама проводит.

Консультация для родителей «Как развить музыкальный вкус?»Консультация для родителей «Как развить музыкальный вкус?» Мало встречается людей, которые бы совсем не любили музыку. Наверное, таких практически нет. Все зависит от того - какую музыку человек.

Памятка для родителей «Советы для родителей маленьких детей в возрасте от 2 до 5 лет» «Советы для родителей маленьких детей в возрасте от 2 до 5 лет» 1. Ребенок должен находиться на пляже и в воде в головном уборе. 2. Объясните.

Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?» Раннее обучение чтению – польза или вред? С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Детские писатели
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению»
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 21:14
+448Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 167.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Конструирование из геометрических фигур «Треугольный мир» для старшего дошкольного...
Программное содержание: продолжать развивать интерес к конструированию геометрическими фигурами ( треугольники, развивать конструкторские умения;...
Короткие стихотворения для малышей в возрасте от 2 до 5 лет на разные темы
Уважаемые, воспитатели, путешествуя по просторам МААМ, я обратил внимание, что малышам не хватает коротеньких стихотворений на разные темы. Я, для...
Развитие речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима!»
Цели: Знакомство детей с поэзией -как одним из жанров детской литературы Задачи: - продолжать развивать интерес к художественной литературе; -...