Любовь Шкунова
Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы в речи детей :
неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение;
недостаточный словарный запас;
употребление нелитературных слов и выражений.
бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
Публикация «Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному.
• Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Основные задачи мнемотехники:
1. Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно – логической,
- отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
В содержание методики мнемотехники входят
освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др. ;
упражнения на развитие различных параметров внимания;
развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Где можно использовать
карточки- схемы?
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Этапы использования мнемотаблиц.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы,т. е происходит отработка метода запоминании
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Этапы работы со схемой-моделью :
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
• самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.
• Использовать схему-модель как план пересказа;
• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов
• Последовательно переходить к мнемодорожкам
• Затем к мнемотаблицам