Приложение МААМ

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов (9 фото)

Любовь Шкунова
Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемы в речи детей :

неспособность грамматически правильно построить

распространенное предложение;

недостаточный словарный запас;

употребление нелитературных слов и выражений.

бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

Публикация «Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов» размещена в разделах

выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;

плохая дикция.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному.

• Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Основные задачи мнемотехники:

1. Развитие всех видов памяти:

- зрительной,

- слуховой,

- ассоциативной,

- словесно – логической,

- отработка различных приёмов запоминания.

2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).

3. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).

4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.

5. Развитие смекалки, тренировка внимания.

6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

В содержание методики мнемотехники входят

освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др. ;

упражнения на развитие различных параметров внимания;

развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Суть мнемосхем заключается в следующем:

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов

Где можно использовать

карточки- схемы?

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Фото №1 Проблемы в речи детей неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение недостаточный словарный запас употребление нелитературных слов и выражений

Этапы использования мнемотаблиц.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Фото №2 Опорные картинки мнемотаблицы Сенсорное развитие и воспитание

Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы,т. е происходит отработка метода запоминании

Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Этапы работы со схемой-моделью :

• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

• самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.

Фото №3 Рассмотрим факторы облегчающие процесс становления связной речи

• Использовать схему-модель как план пересказа;

Фото №4 Один из таких факторов по мнению С

• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов

Фото №5 Рассматривание предметов картин помогает детям называть предметы их характерные признаки производимые с ними действия

• Последовательно переходить к мнемодорожкам

Фото №6 В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л

• Затем к мнемотаблицам

Фото №7 Ткаченко Татьяна Александровна предметно схематическими моделями Глухов В Фото №8 блоками квадратами Большева Т
Публикации по теме:

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Творческий проект «В гостях у сказки» цели и задачи проекта ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 11:49
+91Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шкунова (УИ 246010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД