Анна Баталова
Рекомендации логопеда на летний период «Повторяем-не забываем»
▼ Скачать + Заказать документы
Не стоит думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой значительная роль отводится родителям.
Летом рекомендуется продолжать развитие речи в домашних условиях: закреплять полученные в течение года знания, умения и навыки. Только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребёнка.
Рекомендации:
Публикация «Рекомендации логопеда на летний период „Повторяем-не забываем“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
*Чтение соответствующих возрасту сказок, рассказов и беседа по ним (ответы на вопросы полным предложением, чтение и заучивание небольших стихотворений. Наблюдения во время прогулок за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждение с ребенком увиденного.
Избегайте частого просмотра детьми телепрограмм и компьютерных игр взрослого содержания. Играйте вместе с ребёнком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт!
*Развитие мелкой моторики рук:
-Застёгивание и расстёгивание пуговиц разной величины (на любой одежде ребёнка, куклы). Шнурование обуви, завязывание бантов, шнурков.
-Раскладывание мелких предметов (пуговиц, косточек, зёрен гороха, фасоли, риса) по коробкам, по нарисованным изображениям предметов (например, на пластилиновой поверхности по контуру).
-Сгибание проволоки или выкладывание нитей по контуру нарисованного предмета.
-Нанизывание бусинок, пуговиц на нитку.
-Составление геометрических фигур, предметов из спичек или счетных палочек.
-Точное обведение контуров предметов, шаблонов, трафаретов, раскрашивание картинок (по образцу, по цифрам).
-Рисование предметов по проставленным точкам.
-Вырезывание из бумаги картинок по контуру и их раскрашивание.
-Лепка из пластилина предметов, животных, птиц.
-Выкладывание узоров, сюжетов из различной формы мозаики.
-Игры с конструкторами и строительным материалом.
-Складывание картинок из пазлов, кубиков или частей плоскостного изображения (6-8 и более частей).
*Повторение материала по лексическим темам:
«Узнай и назови» (узнать на ощупь предмет, называть предметы по картинкам);
«Назови части предмета» (у стула спинка, сиденье, ножки);
«Что делает?» (Машина – едет, везет, ломается, сигналит; *Кошка – лакает, мяукает, царапается, мурлычет, охотится, облизывается);
«Какой, какая, какие?» (красный мяч, дождливая погода, сладкое печенье);
«Назови одним словом» (корова, овца, свинья –это… домашние животные; ромашка, колокольчик, клевер – это… цветы; корабль, автобус, самолет – это… транспорт и т. д.);
«Большой – маленький», «Назови ласково» (рыба – рыбка, гриб – грибочек);
«Один – много» (бабочка – бабочки – много бабочек);
«Мой, моя, мое» (мой заяц, моя кукла, мое ведерко);
«Посчитай-ка» (один голубь, два, голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей);
«Скажи наоборот»: большой – маленький, холодный – горячий, грустный – веселый, грязный – чистый, толстый – тонкий и т. д.)
«Куда спрятались игрушки?» или «Где предмет?» (с использованием предлогов на, под, в, за, у, около, из, к, от): Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф. Кубики лежат в коробке. Заяц сидит около стола. Ложку достали из ящика. Грузовик подъехал к гаражу. Корабль отплыл от берега.)
«Кто у кого?» (у лисы лисенок, лисята; у коровы теленок, телята; у утки утенок, утята)
*Повторение перед зеркалом артикуляционной гимнастики (упражнений для мышц губ и языка) ежедневно 2 раза в день по 10 мин. и заданий на автоматизацию звуков. Осуществляйте контроль за произношением автоматизируемых звуков не только во время занятий, но и в повседневной жизни ребенка. Для этого будьте внимательны к речи своего ребенка! В противном случае приобретенные в процессе логопедической работы умения и навыки могут утрачиваться. Что ощутимо тормозит коррекционный процесс.
Кроме того, уважаемые родители следите за правильностью собственной речи. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной!
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
1. «Лягушка (улыбка)». Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт до 5-10. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд, губы не натягивались на зубы
2. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. Затем упражнения можно выполнять в чередовании «Улыбка» - «Трубочка».
3. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
4. «Наказать непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Затем удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт до 5-10 – «Лопаточка». Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа, не высовывался язык далеко – он должен только накрывать нижнюю губу.
6. «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
7. «Иголочка». Удерживать язык при открытом рте посередине, язык напряжённый, тонкий, узкий.
8. Чередовать упражнения «Лопаточка», «Иголочка».
9. «Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.
10. «Сломаем горку». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, боковыми зубами жуём боковые края языка.
11. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
12. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл».
13. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
14. «Чашечка». Губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий язык наверху, передний и боковые края языка загнуты наверх. Удерживать язык в таком положении на счёт от одного до пяти.
15. «Лошадки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
16. «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до десяти.
17. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними передними зубами (кончик языка касается бугорков-альвеол, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д-д. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить за тем, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
18. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посредине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посредине языка, тогда ватка полетит вверх.