Приложение МААМ

Рекомендации музыкального руководителя для воспитателей «Цикл событий о русских богатырях» для детей 6–7 лет

Наталия Александровна Баранова
Рекомендации музыкального руководителя для воспитателей «Цикл событий о русских богатырях» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

1. Консультация для воспитателей.

2. Рекомендуемые планы-схемы организации событий в соответствии с образовательными областями программы.

В соответствии с целями и задачами данной программы, дети «овладевают обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли».

Публикация «Рекомендации музыкального руководителя для воспитателей „Цикл событий о русских богатырях“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Обращаясь к вековым традициям русского народа, на примере былинных героев и происходит «закладка» в ребенка положительных черт русского характера.

Конец X века – знаменательное время в истории Русского государства. После многочисленных войн, после трудной поры междоусобных раздоров Россия познала относительный покой. В княжеской гриднице Владимира Святославича проходили пиры, на которых решались государственные дела, задумывались новые походы, вершились судьбы земли русской. Но, кроме обильного угощения и деловых бесед, славились княжеские пиры искусством певцов –сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали тут же, на пиру, величальные песни-славы, вспоминали были давних лет. Истоки былин – в величальных славах и песнях, родившихся в среде княжеской дружины. Но именно народ создал и сохранил былины, в которых наделил своих героев мудростью, храбростью, ловкостью, силой, бодростью и оптимизмом.

Добрыня Никитич – могучий, честный, прямодушный, верный в дружбе и любви, «вежливый – увежливый» богатырь, Илья Муромец – народный идеал героя - воина, Алеша Попович – сильный, доблестный, хитрый и веселый богатырь.

В старину богатырские подвиги воодушевляли людей, редкий из мальчиков не играл в богатырей. Все в богатырях и в их деяниях величаво, крупно, размашисто, широко. Былинного богатыря отличает величайшая физическая сила: он и ест и пьет, как существо необыкновенное; рубится с недругами по двенадцать дней и ночей, так, что враги валятся, как подкошенная трава.

Былинные герои не теряются перед опасностью, нахлынувшая беда не застает их врасплох, подвиги они творят не ради корысти, а во имя справедливости, мира, ради самой Руси и ее народа.

Былины – жанр русских песен – сказаний. В них доминантой является текст. Музыкальная интонация подчиняется слову, его рифме, метру, ритму. Былинные напевы речитативного склада тесно связаны со структурой стиха и строфы. Былинный сказ петь совсем непросто, так как это свободная речь человека, произносимая нараспев. Действия в былинах разворачиваются медленно и спокойно, часто повторяются одни и те же эпизоды. Особенно любимо народом троекратное повторение. Например, Садко трижды играет в гусли на берегу Ильмень-озера и трижды от его игры вода колеблется. Пение былины успокаивает слушателя, гармонируя с мирным повествованием о событиях далекой истории.

Красоту напевов давно оценили композиторы и использовали их в операх, симфонических произведениях. «Первая песня Баяна» М. Глинки из оперы «Руслан и Людмила» - ведает нам о преданьях старины глубокой. «Богатырская» тема присутствует в цикле «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. В музыке «Прогулка», «Богатырские ворота» - богатырский образ носит обобщенный характер. Музыка отличается праздничной торжественностью, передающей мощный характер киевских «Богатырских» ворот и одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты создавшего их народа.

В «Сказке о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (вступление ко 2 картине 4 действия)

«Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря

музыка рисует нам твердую поступь прекрасных, статных молодцев, идущих из волн морских. Сказочные музыкальные звуки передают нам удивительную морскую картину с богатырями, которую легко представить.

Слушая фрагмент из второй «Богатырской симфонии» А. П. Бородина, представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, богатырские заставы, весь поэтический мир далеких веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина – она, по словам Б. Асафьева, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь».

В опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова образ Садко – гусляра яркий, необычный, сказочный. Все средства музыкальной выразительности направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты назвали оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.

Рекомендуемые планы-схемы организации событий в соответствии с образовательными областями программы.

Тема «Ты откуда, былина, к нам пришла?»

1. Показать на слайдах исполнение фольклорными коллективами русской песни, хоровода, частушек, плясок, игр. Задача детей – назвать музыкальный жанр. Последним слайдом показать кадр из м/ф, где сказители-старцы играют на гуслях и поют былину.

2. Выяснить у детей, что они знают о былинах и о русских богатырях.

3. Прослушать Первую песню Баяна (из оперы «Руслан и Людмила М. И. Глинки). Знакомство с гуслями.

4. Рассмотреть иллюстрации в книгах – битвы, сражения войск русских.

5. Прочитать былины по выбору воспитателя или желанию детей.

Рисование наиболее интересных сюжетов былины.

6. Подвижная игра «Я – богатырь (использовать кегли и мяч) задача игрока: сбить мячом – «палицей» как можно больше кеглей – «врагов».

Тема: «Богатырская наша силушка»

1. Прослушать отрывки былин «Садко», «Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и Соловей- разбойник» (аудиокассета «Золотая коллекция», Весть- ТДА, Москва, 1999). Назвать богатырей.

2. Показать иллюстрации из книг – русских богатырей, рассмотреть их доспехи – шлем, кольчугу, сапоги, плащ, меч и щит.

7. Игра (подвижная в командах) «Кто быстрее соберет богатыря на битву с Соловьем-разбойником». Задача: из предложенных частей одежды (нарисованной на картоне) выбрать доспехи для богатыря.

8. Игра «Составь богатырское меню». Задача: из предложенных иллюстраций продуктов или блюд составить обед для богатыря.

9. Богатырские состязания.

Тема: «Музыкальность былин»

1. «Богатырские ворота» М. П. Мусоргский – прослушать сюиту, побеседовать о содержании.

2. Построить из строительного материала «Богатырские ворота».

3. «Богатыри» из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане». Под музыку предложить мальчикам надеть заранее изготовленные шлемы, подойти к воротам.

4. Каждый мальчик должен придумать себе богатырское имя.

«Чем славен богатырь» - каждый мальчик показывает спортивное упражнение или гимнастическую фигуру.

5. «Закончи пословицу». Задача детей – вспомнить пословицу и правильно ее закончить.

- Один за всех… /и все за одного/;

- Всякому мила … /своя сторона/;

- За правое дело… /стой смело/;

- Нет друга – так ищи, а … /найдешь – береги!/

Тема: «Куда путь держать?»

1. Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Воспитатель и дети собираются возле волшебного камня, который указывает им путь-дорожку: «Налево пойдешь – к Соловью-разбойнику попадешь, направо пойдешь – к Морскому царю попадешь, а прямо пойдешь – ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь!»

2. Дети выбирают путь. Если выбрали дорогу к Соловью разбойнику, то подходят к ширме кукольного театра. Появляется игрушка кукольного театра Соловей – разбойник. Он говорит о том, что привык биться с богатырями, а тут – ребята, но все же вызывает их на битву, предлагая разные задания: «Попади в цель», «Отгадай загадки», «Перетягивание палки в парах», «Бой подушками».

3. Если путь лежит к Морскому царю, значит нужно помочь Садко –гусляру выбраться из волн морских. Морского царя тоже можно взять как игрушку кукольного театра. Морской царь пробует «заколдовать» детей, превратив их в рыбок. Звучит «Пляска златоперых и сереброчешуйчатых рыбок» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Садко». Дети импровизируют танец. Морской царь дает задание – определить звучание гуслей. Дети прослушивают несколько близких по звучанию музыкальных инструментов и угадывают гусли.

Следующее задание – по тексту былины «Садко» (вопросы по содержанию).

4. Дети идут по направлению «ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь»

Здесь подготовить показ отрывков из мультфильмов о чудесной силе богатырей.

На Руси очень любили богатырей. А как их было не любить? Они бились

с врагами во имя спокойствия и благополучия Руси, защищали родную

землю от всех, кто посягал на ее свободу и независимость, служили

ей без корысти. Вопросы к детям: «А вам нравятся богатыри? За что вы их

полюбили? А хотите ли вы быть похожими на русских богатырей? Как такими

стать?».

Публикации по теме:

Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста 1 слайд Тема методического объединения 2 слайд Понятие 3 слайд – 4 слайд Формирование гендерной идентичности – одна из задач реализации.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации музыкального руководителя для воспитателей «Цикл событий о русских богатырях» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 01:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации музыкального руководителя для воспитателей «Цикл событий о русских богатырях» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Александровна Баранова (УИ 120848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД