Папки-передвижки

Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта

Наталья Медведева
Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта

Обобщая результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отметить следующие особенности структуры и функционирования данных психических новообразований.

1. В процессе социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью формирование ценностных ориентаций, отношений, обусловленных социальной ситуацией развития и психофизиологическим созреванием происходит с выраженной гетерохронностью и качественными деформациями.

Публикация «Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах

2. В сфере основных социальных отношений, схематично обозначенных как направленность на основные виды деятельности, связанную с социальным и профессиональным становлением личности, отмечается незрелость, несформированность направленности установок, тенденций в поведении на социально значимые ценности, жизненно важные перспективы. Причём, негативность установок в учебной деятельности более проявляется у подростков с нарушением интеллекта как эмоциональный, мало осознаваемый компонент отношений, в то время как отношение к трудовой деятельности переживается как более позитивный компонент системы отношений. Эту особенность отношения подростков с нарушенным интеллектом к трудовой деятельности, на мой взгляд, можно объяснить отсутствием четких представлений о собственных перспективах трудового, профессионального становления.

3. Отношения к различным социальным группам людей (учителя, другие взрослые, сверстники) у подростков с недоразвитием интеллекта имеют выраженный позитивный эмоциональный и низкий вербальный компонент, что может свидетельствовать о недостаточной осознанности социальных связей и социальных отношений, психологической неготовности данной категории детей к социальному взаимодействию, которая проявляется на уровне социального интеллекта. Тем не менее, относительно высокая направленность на взрослых в социальных установках, большая зависимость от взрослых подростков с нарушением интеллекта по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками может свидетельствовать о замедленности процессов индивидуализации самосознания, развитии автономии и, как следствие, низкой самостоятельности, инфантильности данной категории детей.

Таким образом, результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о необходимости организации психологической работы коррекционных учреждений, направленной на развитие ценностного компонента структуры личности данной категорий детей. Следствием этой работы должно стать формирование механизмов регуляции поведения и деятельности, повышение адаптивных возможностей подростков.

Ориентируясь на целостность и системность задач, я предлагаю следующие направления психологической работы:

1. Первое направление должно быть связано с задачами развития социальных интересов подростков. Реализация этого направления возможна посредством организации клубной работы в реабилитационном центре, включения данной категории детей в различные социальные, спортивные, профессиональные мероприятия, программы.

2. Второе направление связано с задачами оздоровления взаимоотношений подростков как в группе сверстников, так и со взрослыми, повышения конструктивности, эмоциональности этих отношений, создание ситуаций успеха в деятельности и общении, авансирование успеха.

3. Третье направление работы должно быть связано с задачами формирования профессиональной направленности личности подростков, их жизненным самоопределением. Реализация этих задач возможна лишь при условии соблюдения индивидуального подхода в отборе профиля профессионально-трудовой подготовки детей, обеспечения разнопрофильности этой подготовки, эффективной системы профориентационной работы.

4. Четвертое направление определяется задачами формирования функциональных систем личности и связано с созданием ситуаций социального взаимодействия, которые сопровождались бы выбором «Я» с различными свойствами, определяющими тенденции общения, деятельности, поведения. Реализация «Я» в этих ситуациях должна способствовать выработке референтных отношений, ценностных ориентаций личности.

В плане коррекционных методов психолого-педагогической работы по формированию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта считаю возможным определить следующие:

коррекция отношения к себе – помощь подростку в формировании способности к объективной самооценке, уверенности в себе, адаптивности, коррекция полоролевого самоощущения и поведения, принятие адекватной социальной роли;

коррекция отношения к другим – способность к эмпатии, альтруистическая ориентация личности, воспитание навыков адекватного и равноправного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;

коррекция отношения к жизни – формирование навыков выбора и принятия решений, самоорганизации, коррекция неадекватного образа жизни, девиантного поведения, социально-педагогической ситуации развития.

Публикации по теме:

Занятие психолога по развитию социально-коммуникативных навыков у дошкольников «Освободим принцессу» .

Формирование позитивных интересов подростков через интеграцию видов деятельности в условиях социального учреждения «Ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие.

Методические рекомендации «Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема: КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 лет) С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Направления взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами и родителями С логопедом: - Помогать воспитанникам овладевать необходимыми навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях;.

Проект социального взаимодействия в ДОУ Проект системы взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами. АктуальностьЦель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллектаРазвитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на.

Рекомендации для родителей «Профилактика воровства у детей и подростков» Причины обращения за психологической помощью, обусловленные воровством, так же часты, как и обращения по поводу учебной неуспеваемости,.

Рекомендации школьного педагога-психолога родителям будущих первоклассниковРекомендации школьного педагога-психолога родителям будущих первоклассников Рекомендации школьного педагога - психолога родителям будущих первоклассников Готов ли ваш ребенок к школе? Ваш ребенок идет в первый класс,.

Занятие педагога-психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта «PERTRA» Занятие педагога – психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта "PERTRA" c детьми дошкольного возраста.

Занятие педагога-психолога в старшей гр. по развитию коммуникативных навыков и познавательной сферы на тему: «Дикие животные» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 82» Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию коммуникативных навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта
Опубликовано: 17 августа 2016 в 15:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД