Приложение МААМ

Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта

Наталья Медведева
Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщая результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отметить следующие особенности структуры и функционирования данных психических новообразований.

1. В процессе социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью формирование ценностных ориентаций, отношений, обусловленных социальной ситуацией развития и психофизиологическим созреванием происходит с выраженной гетерохронностью и качественными деформациями.

Публикация «Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах

2. В сфере основных социальных отношений, схематично обозначенных как направленность на основные виды деятельности, связанную с социальным и профессиональным становлением личности, отмечается незрелость, несформированность направленности установок, тенденций в поведении на социально значимые ценности, жизненно важные перспективы. Причём, негативность установок в учебной деятельности более проявляется у подростков с нарушением интеллекта как эмоциональный, мало осознаваемый компонент отношений, в то время как отношение к трудовой деятельности переживается как более позитивный компонент системы отношений. Эту особенность отношения подростков с нарушенным интеллектом к трудовой деятельности, на мой взгляд, можно объяснить отсутствием четких представлений о собственных перспективах трудового, профессионального становления.

3. Отношения к различным социальным группам людей (учителя, другие взрослые, сверстники) у подростков с недоразвитием интеллекта имеют выраженный позитивный эмоциональный и низкий вербальный компонент, что может свидетельствовать о недостаточной осознанности социальных связей и социальных отношений, психологической неготовности данной категории детей к социальному взаимодействию, которая проявляется на уровне социального интеллекта. Тем не менее, относительно высокая направленность на взрослых в социальных установках, большая зависимость от взрослых подростков с нарушением интеллекта по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками может свидетельствовать о замедленности процессов индивидуализации самосознания, развитии автономии и, как следствие, низкой самостоятельности, инфантильности данной категории детей.

Таким образом, результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о необходимости организации психологической работы коррекционных учреждений, направленной на развитие ценностного компонента структуры личности данной категорий детей. Следствием этой работы должно стать формирование механизмов регуляции поведения и деятельности, повышение адаптивных возможностей подростков.

Ориентируясь на целостность и системность задач, я предлагаю следующие направления психологической работы:

1. Первое направление должно быть связано с задачами развития социальных интересов подростков. Реализация этого направления возможна посредством организации клубной работы в реабилитационном центре, включения данной категории детей в различные социальные, спортивные, профессиональные мероприятия, программы.

2. Второе направление связано с задачами оздоровления взаимоотношений подростков как в группе сверстников, так и со взрослыми, повышения конструктивности, эмоциональности этих отношений, создание ситуаций успеха в деятельности и общении, авансирование успеха.

3. Третье направление работы должно быть связано с задачами формирования профессиональной направленности личности подростков, их жизненным самоопределением. Реализация этих задач возможна лишь при условии соблюдения индивидуального подхода в отборе профиля профессионально-трудовой подготовки детей, обеспечения разнопрофильности этой подготовки, эффективной системы профориентационной работы.

4. Четвертое направление определяется задачами формирования функциональных систем личности и связано с созданием ситуаций социального взаимодействия, которые сопровождались бы выбором «Я» с различными свойствами, определяющими тенденции общения, деятельности, поведения. Реализация «Я» в этих ситуациях должна способствовать выработке референтных отношений, ценностных ориентаций личности.

В плане коррекционных методов психолого-педагогической работы по формированию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта считаю возможным определить следующие:

коррекция отношения к себе – помощь подростку в формировании способности к объективной самооценке, уверенности в себе, адаптивности, коррекция полоролевого самоощущения и поведения, принятие адекватной социальной роли;

коррекция отношения к другим – способность к эмпатии, альтруистическая ориентация личности, воспитание навыков адекватного и равноправного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;

коррекция отношения к жизни – формирование навыков выбора и принятия решений, самоорганизации, коррекция неадекватного образа жизни, девиантного поведения, социально-педагогической ситуации развития.

Публикации по теме:

Занятие психолога по развитию социально-коммуникативных навыков у дошкольников «Освободим принцессу» .

Формирование позитивных интересов подростков через интеграцию видов деятельности в условиях социального учреждения «Ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие.

Методические рекомендации «Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема: КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 лет) С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Направления взаимодействия педагога-психолога с другими специалистами и родителями С логопедом: - Помогать воспитанникам овладевать необходимыми навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях;.

Проект социального взаимодействия в ДОУ Проект системы взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами. АктуальностьЦель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллектаРазвитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на.

Рекомендации для родителей «Профилактика воровства у детей и подростков» Причины обращения за психологической помощью, обусловленные воровством, так же часты, как и обращения по поводу учебной неуспеваемости,.

Рекомендации школьного педагога-психолога родителям будущих первоклассниковРекомендации школьного педагога-психолога родителям будущих первоклассников Рекомендации школьного педагога - психолога родителям будущих первоклассников Готов ли ваш ребенок к школе? Ваш ребенок идет в первый класс,.

Занятие педагога-психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта «PERTRA» Занятие педагога – психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта "PERTRA" c детьми дошкольного возраста.

Занятие педагога-психолога в старшей гр. по развитию коммуникативных навыков и познавательной сферы на тему: «Дикие животные» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 82» Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию коммуникативных навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта
Опубликовано: 17 августа 2016 в 15:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Медведева (УИ 273120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД