МААМ-картинки

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта (1 фото)

Эльвира Устинова
Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта

В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Мотивация и потребность в коммуникативном общении у детей с интеллектуальной недостаточностью снижены, в деловое сотрудничество со взрослыми они практически не вступают. Характерны поведенческие реакции: повышенная отвлекаемость, неспособность к психическому напряжению, быстрая истощаемость. Так как у школьников с ОВЗ нарушено внимание, планирование, контроль, то высказывания этих детей фрагментарные и неупорядоченные.

Публикация «Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах

На начальном этапе обучения фраза воспринимается не сама по себе, а лишь как часть общего воздействия на нервную систему. Чаще всего правильная реакция получается лишь в том случае, если есть привычная обстановка, знакомый человек, вопросительная интонация. Если же та или иная деталь – обстановка, человек, голос, интонация – меняется, картина становится неузнаваемой для ребенка, и он даже не может дать ту реакцию, которую от него ожидают. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь будучи понятным с ситуацией, т. е. речь ситуативная. Построение диалога, как основной формы ситуативной речи затруднено т. к наблюдаются проблемы. Неумение планировать высказывание, выбирать речевые средства, адекватные данной коммуникативной ситуации, ведёт к тому, что высказывания не соответствуют ситуативному контексту. Любое общение между детьми в сочетании с неадекватным поведением может перерасти в конфликт, даже при наличии благих намерений. По мере того, как в сознании детей значение слова связывается с предметами и действиями, только тогда слова вычленяются из фразы.

Для того, чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом, видеть и трогать предмет. Только после того, как зрительные, осязательные и другие ощущения от предмета несколько раз совпадут со слышимым словом, устанавливаются связи между словом и предметом. Когда ребенок видит предмет, слышит его, трогает, тогда в его мозгу возникает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые вспыхивают в проекциях мышц глаз, шеи, рук и т. д. Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное – обязательно вызывает повышенную возбудимость двигательной области головного мозга. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное (как это предполагал И. М. Сеченов) – к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ, слияние (синтез) происходит, прежде всего в двигательной области. Именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Для того, чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большее число двигательных условных связей. Таким образом, в коррекционной работе на первый план выступает активная двигательная деятельность.

В коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи одним из условий является зрительный контакт. Поддержание такого контакта важно, т. к. дети с ОВЗ легко отвлекаемы и импульсивны. На занятиях ребенка, прежде всего, необходимо научить зрительному контакту, когда он сам является отправителем сообщения. Это благоприятно можно развивать при формировании речевого этикета различными играми и упражнениями: «Приветствие», «Прощание», «Извинение», «Благодарность», «Просьба», «Знакомство» и т. д. Речевые упражнения проводятся в сочетании с жестами и обязательным зрительным контролем. Такие упражнения закрепляются воспитателем на занятиях в группе продленного дня по инструкции логопеда. Зрительный контакт перерастает в сосредоточение на объекте, которым может быть яркая игрушка или иллюстративный материал. Яркая привлекательная игрушка помогает выполнять различные артикуляционные и логоритмические упражнения.

На подготовительном этапе занятия при формировании навыков составления репродуктивного рассказывания по тексту может быть проведена работа по развитию речемыслительной деятельности (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей). Так, например, может быть проведена игра «4-лишний», где вычленяется главный объект с последующей словарной работой (подбор слов-признаков, слов-действий). Перед первичным чтением текста можно предложить детям право выбора: где они будут слушать рассказ (за партой или в игровой зоне); как будут слушать, (сидя на стульях или стоя вокруг). Возникает изюминка интереса к делу, настрой вслушаться в речь, т. е. возникает мотивация.

На логопедических занятиях задания зрительного и моторно-двигательного характера прослеживаются практически на всех этапах:

1. Орг. момент. Выполнение заданий на установление зрительного контакта. Артикуляционная гимнастика.

2. Проведение упражнений на развитие речемыслительных способностей с предварительным вводом объектов текста рассказа. (Подбор необходимого иллюстративного материала).

3. Первичное чтение текста. Слушание с опорой на зрительный образ (предметные и сюжетные картинки).

4. Проверка осознанности услышанного текста. Выяснение того, понятен ли смысл текста и какие слова незнакомы.

5. Повторное чтение текста с нацеливанием на пересказ.

Используемые приемы:

-определение опорных слов (знаков-символов);

- отбор предметных картинок;

- воспроизведение позы изображенного на картинке объекта;

-выбор жестов и выразительных движений (при необходимости выполнение имитационных движений);

- определение интонации и мимики;

6. Физ. минутка. Выполнение логоритмических упражнений. (Проговаривание текстов с движениями).

7. Пересказ с опорой на зрительный и двигательный образ (опорные слова, знаки-символы).

8. Оценивание результатов. Выбор лучшего ответа.

Акцент благотворительного влияния двигательной активности при развитии связной речи отмечал в своих наблюдениях И. М. Сеченов: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». Таким образом, двигательная активность, способствующая усилению мыслительной и речевой активности, очень важна в коррекционной работе.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта

Педагог-дефектолог Устинова Э. В.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей 2–3 лет в рамках проектной деятельности Актуальность темы: В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического.

Фотоотчёт «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у детей c нарушениями речи»Фотоотчёт «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у детей c нарушениями речи» Цель коррекционной работы логопеда - научить детей с нарушениями речи говорить отчётливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной.

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС» Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»[/b] Согласно ФГОС.

Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих.

Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей Доклад Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей, как средство преодоления речевых нарушений.

Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника» Тема: Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника». Анохина Ирина Владимировна. Понятие «мелкая.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 11:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД