Юлия Кижапкина
Рекомендации педагогам по развитию детской одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»
Г. В. Плеханов
Рекомендации педагогам
по развитию детской одаренности
Предоставляйте одаренным детям больше возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении задания
Публикация «Рекомендации педагогам по развитию детской одаренности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Подбирая материал по работе с одаренными детьми, старайтесь включать больше нестандартных и оригинальных заданий, требующих творческого подхода
Помните, что одаренные дети часто бывают подвижными, поэтому привлекайте их к участию в различных конкурсах и мероприятиях (спортивных, творческих)
Чаще обсуждайте с одаренными детьми произведения искусства, предоставляйте им возможность выразить собственную точку зрения.
Используйте технические средства обучения, позволяющие детям узнать больше об устройстве механизмов, что-либо изобрести самостоятельно.
Многие одаренные дети артистически одарены, следовательно используйте при работе с ними больше игр-драматизаций, позволяющих выразить разнообразные эмоциональные реакции.
Эффективность занятий с одаренными детьми будет большей, если использовать художественное слово: поэзию и прозу.
Относитесь с уважением к независимому суждению одаренных детей, их индивидуальности, не будьте слишком требовательны, так как многие из них бывают ранимы и впечатлительны.
Помните, что некоторые одаренны дети могут быть очень замкнутыми – позвольте им раскрыться в ходе досуговой деятельности, активизируйте их общение с другими детьми.
Помните, что развитие детской одаренности определяется не только природными задатками и семейным воспитанием, но и чутким, грамотным педагогическим руководством.
Педагогам рекомендуется использовать в своей работе с детьми следующие тесты, выявляющие компоненты творческих способностей.
Тест «Три слова» для оценки оригинальности, творческого воображения, логического мышления.
Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ.
Слова для работы:
Дворец Бабушка Клоун
Разбойник Зеркало Щенок
Торт Озеро Кровать
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с критериями:
5 баллов - остроумная, оригинальная фраза;
4 балла - правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;
3 балла - банальная фраза;
2 балла - два слова имеют логическую связь, а третье - нет. 1 балл - бессмысленное сочетание слов. Тест «Три краски» (лента Роршаха)
Ребенок, используя три краски, заполняет часть листа. На что похож рисунок? Оценивается количество увиденных образов, оригинальность ответов.
Тестовая игра «Рисунок в несколько рук»
Эта групповая игра связывающая воображение, любознательность с высоким эмоциональным потенциалом. Оценивается оригинальность, сложность, разработанность рисунка. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т. д.
Тест-игра «Изобретатель»
Это задание активизирует мышление, определяет оригинальность, гибкость, любознательность.
1-й вариант «Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве».
2-й вариант: «Придумайте необычное применение обычным вещам: коробок спичек, линейка, ложка и т. д.»
Каждый участник должен отстоять свое предложение необычного применения предмета. В данном задании хорошо определяется такой компонент, как склонность к риску.
Предложенные тестовые задания можно многократно варьировать, изменять и модифицировать, а также использовать другие методы и игры для диагностики и развития творческих способностей. Это только значительно расширит «поле игр, развивающих творчество».
Литература:
Предложенный список литературы поможет педагогам и родителям в подборе дополнительных игр, упражнений и тестов в работе с детьми.
1. Доровский А. И. 100 советов по развитию одаренности детей. - М., 1997.
2. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. - Харьков, 1996.
3. Семанский С. А. Развитие творческого мышления у детей. - Ярославль. Академия развития, 1997.
4. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, Академия развития. 1997.
5. Шманов С. А. Каникулы. - М., 1994.
6. Детская одаренность: проблемы раннего выявления и развития. / под ред. Н. М. Шлыковой. -Тамбов, 2000.
7. Традиции и инновации в дополнительном образовании, /под ред. Н. Н. Никитиной. - Ульяновск. 2005.