Лучший педагог года

Рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у дошкольников

Шарипова Надежда Михайловна
Рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у дошкольников

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетико-фонематические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Публикация «Рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у дошкольников» размещена в разделах

Обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи :

*недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезвычайно громкий, либо тихий, характерен узкий высотный диапазон голоса);

*нарушения тембра голоса (глухой, хриплый или резкий,напряженный, дрожащий);

*недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;

*нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, смазанная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов высказывания);

*трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

*нарушения темпа (ускоренный, замедленный)и ритма речи (скандированный, растянутый).

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены они различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие хронических ринитов и т. п. У детей отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.

В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы по формированию общих речевых навыков у детей. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным в коррекционной деятельности. Однако широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников, заставляет по-новому взглянуть на эту проблему и диктует необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.

Сегодня я представлю вам игры и упражнения

*для развития у детей общих речевых навыков,

*развитие мелкой моторики,

*дыхания, силы голоса,

*чувства ритма,

*изменение интонационной выразительности речи.

Все эти игры объединены одной лексической темой «Моя семья».

Таким образом, можно подобрать серию игр по всем лексическим темам.

Такой подход позволяет оптимизировать процесс коррекционной работы

в этом направлении.

Для развития восприятия и понимания взаимосвязи эмоций и основного тона высказывания в играх применяются специальные обозначения - пиктораммы, символизирующие наиболее яркие по проявлению эмоциональные состояния: радость, страх, гнев, печаль, удивление. В ходе игр дети «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, происходит расширение кругозора понимаемых эмоций, что облегчает им дифференцировать интонационный тон высказывания и интонационно окрашивать собственные высказывания. На занятии дети встречаются с известными сказочными персонажами, это мотивирует детей и помогает им весело и непринужденно выполнять задания.

Увлекательная форма предлагаемых заданий способствует повышению познавательной активности детей, созданию комфортной эмоциональной атмосферы в совместной деятельности взрослого и детей.

Прикреплённые файлы:

moja-semja_lk6id.ppt | 1319,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями Фонетическая ритмика КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ у детей с речевыми нарушениямиАннотация: В статье представлен.

Картотека игр по формированию интонационной стороны речи ИГРА «МОЛОТОЧКИ». ЦЕЛЬ: развитие чувства ритма. МАТЕРИАЛ: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие.

Конспект НОД по развитию интонационной выразительности речи с детьми средней группы «Поможем найти Колобка» Подготовил: Павличенко М. Г. Цель: развитие интонационной выразительности речи детей. Задачи: 1. Развитие связной речи детей (умение составлять.

Конспект образовательной деятельности по развитию интонационной выразительности «Тихо-громко» детьми средней группы Задачи: ОО «Речевое развитие»: Развивать интонационную культуру речи: пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; формировать.

Конспект занятия «Упражнение на развитие интонационной выразительности» Цель: воспитание интереса к театрализации. Задачи: 1. Формировать умение брать на себя роль. 2. Развивать наглядно-образное мышление, речь.

Конспект занятия для старшей логопедической группы по формированию интонационной стороны речи «В гости к знакам» Конспект занятия по формированию интонационной стороны речи «В гости к знакам» Тема: «В гости к знакам» Цель: Развитие восприятия тембра.

Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку»Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку» Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи у дошкольников и младших школьников с ОНР Игра – ходилка «Помоги.

Памятка для воспитателя «Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников» Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников. 1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью.

Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и.

Рекомендации для воспитателей и родителей «Готовим руку к письму. Упражнения для развития графических навыков дошкольников» Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 04:04
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД