Маргарита Грабовская
Рекомендации по работе с мнемотаблицей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель ГБДОУ
«Детский сад №41»
Грабовская М. В.
Рекомендации по работе с мнемотаблицей.
Цель: Определение понятий «мнемотаблица», изучение теоретических аспектов работы с мнемотаблицей.
МНЕМОТАБЛИЦА — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Виды мнемотаблиц :
1. Развивающие
2. Обучающие
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ МНЕМОТАБЛИЦ :
1. Развитие памяти.
Публикация «Рекомендации по работе с мнемотаблицей» размещена в разделах
2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.
З. Развитие логики.
4. Развитие образного мышления.
5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
6. Решение дидактических общеобразовательных задач.
7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
8. Развитие смекалки.
9. Тренировка внимания.
10. Навык правильно воспроизвести графически.
Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
• Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
• Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для дошкольников, первоклассников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В более старшем возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Принцип работы с мнемотаблицей строится от простого к сложному:
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – мнемотаблице, состоящей из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации.
«Осенью часто идут дожди, в лесу можно собирать грибы.»
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:
• Рассматривание таблицы и разбор изображений.
• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
• Пересказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
• Графическая зарисовка мнемотаблицы.
• Воспроизведение информации, пересказ.
Предлагаю следующие виды работ с данной группой мнемотаблиц :
• Заучивание материала по готовой мнемотаблице.
• Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.
• Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно, заучивание материала.
• Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно, заучивание материала.
• Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.
Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
• Установка на запоминание.
• Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
• Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.
Если мы работаем с развивающей мнемотаблицей, то детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти. Возможен вариант работы с помощью детей, если проведено ранее занятие по данной теме. Работа может быть как индивидуальная, так и подгрупповая.
Принцип работы с обучающей мнемотаблицей несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение) берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.
Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам :
• Запоминание материала по лексическим темам.
• Обучение рассказыванию
• Заучивание стихотворений, пословиц
• Обучение грамоте (запоминание букв, правил)
• Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.
• Формирование элементарных математических представлений
Я считаю, что положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много. Применяя эту технику в жизни, ребенок:
- Развивает память
- Воображение
- Интеллект
- Развивает образное мышление
- Внимательность
- Фантазию
- Учится выстраивать логические цепочки
- Развивает речь и увеличивает словарный запас
- Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Литература
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2005.
2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб. : Светлячок, 2000.
3. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям учим говорить правильно.