ирина сонина
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта
Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно и системно, как с математикой или чтением, и которая нуждается в своем особенном наборе выполняемых ею функций и их развитии.
Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект»
Публикация «Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект включает в себя:
• самосознание,
• контроль импульсивности,
• уверенность,
• самомотивацию,
• оптимизм,
• коммуникативные навыки,
• умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Ребенку необходимо овладеть способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Составляющие стрессоустойчивости, которые могут и должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте:
• Самопринятие – это жизненная опора человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессоров снижается
• Оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни (позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому). Дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма.
• Овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций (страха, печали, злости).
• Умение расслабляться. Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость) всегда вызывают мышечное напряжение. Чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение. Полному расслаблению способствует спокойное ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно (берег реки, озера, море и др.).
Содержание работы с детьми по развитию эмоциональной сферы можно представить следующим образом:
• комфортная организация режимных моментов;
• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);
• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);
• арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
• психомышечная тренировка, способы релаксации;
• задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;
• использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, и т. д.);
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у воспитателей
• Будьте внимательны к своему эмоциональному состоянию! Старайтесь понимать причины, вызывающие эмоции. По возможности избегайте ситуаций, которые могут привести к возникновению нежелательных эмоций.
• При возникновении нежелательных эмоций старайтесь контролировать их. Используйте дыхательные упражнения, постарайтесь расслабиться, проговорите вслух то, что вы чувствуете.
• При общении с детьми будьте эмоциональны. Используйте экспрессивные средства общения: живую мимику и выразительную речь.
• Не менее важным быть внимательным к эмоциональным реакциям детей. Будьте чуткими к малейшим изменениям их самочувствия. Особенно важно умение слышать, наблюдать и понимать причины состояния детей, испытывающих трудности в период адаптации.
• Будьте внимательны и терпимы к родителям детей. Старайтесь понимать и управлять эмоциями матерей, чьи дети испытывают трудности в адаптационный период. Спокойствие и эмоциональное равновесие родителей играют большую роль в нормализации состояния ребёнка.
• Постарайтесь организовывать игровую деятельность. Большую роль в управлении эмоциями детей играет способность к организации досуга. В адаптационный период функция воспитателя не должна сводиться лишь к присмотру и уходу.
• Старайтесь строить взаимодействие и быть внимательным ко всем детям независимо от их личностных и индивидуальных особенностей.