Мария Молчанова
Рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия у детей
Рекомендация родителям детей дошкольного возраста по развитию
фонематического восприятия
Очень часто дети дошкольного возраста путают звонкие и глухие звуки, так как они еще не научились четко управлять своим голосом и не воспринимают на слух разницу между звонким и глухим звуком.
Дети заменяют в своей речи такие пары звонких и глухих звуков как б-п, д-т, г-к,з-с,ж-ш.
Приложите руку ребенка к его гортани и объясните что при произнесении звонких звуков б,д,г,з,ж «голосок не спит –звенит» а при произнесении глухих звуков п, т, к, с, ш «голосок в горлышке спит».
Публикация «Рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия у детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Взрослый может научить малыша различать малыша различать звуки которые он путает. Начните занятие, предложив поиграть «в повторялку» или сами придумайте игровую ситуацию, чтобы ребенку было интересно. Нужно поощрять ребенка за правильные ответы.
Дифференциация звуков З-С
Повтори слоги:
за-са,за-са-за,ас-аз,ска-зба,аса-аза;
зо-со,со-зо-со,ос-оз,сно-зно,осо-озо;
зу-су,зу-су-зу,ус-уз,сфу-зву,усу-узу;
зы-сы,зы-сы-зы,ыс-ыз,ско-зго;
зэ-сэ,зэ-сэ-зэ,эс-эз,сла-зла,эсэ-эз
Повтори слова парами:
зала-сало;
зарыть-сорить;
несут-везут;
пасут-ползут;
усы-узы;
пасы-пазы;
зелёный-солёный;
злить-слить;
здесь-смесь;
визок-висок;
тесак-резак;
дозор-посол;
зыбь-сыпь.
Дифференциация звуков Ш-Ж
Повтори слова:
жа-ша,жа-ша-жа,аш-аж,кша-гжа,аша-ажа,жма-шма;
жо-шо,шо-жо-шо,ош-ож,шко-жго,ошо-ожо;
жу-шу,жу-шу-жу,уш-уж,шну-жну,ужу-ушу;
жи-ши,ши-жи-ши;
ыш-ыж,шпы-жпы,ыши-ыжи;
же-ше,же-ше-же,еж-еш;
жвэ-швэ,эше-эжэ.
Повтори слова парами:
шить-жить;
шил-жил;
шила-жила;
шутка-жутко;
вишу-вижу;
шаль-жаль;
шайка-жалко;
шея-Женя;
шесть-жесть;
наши-ножи.
Дифференциация звуков С-Ш
Пара звуков с-ш характерна тем,что эти звуки имеют разный артикуляцион-
Ный уклад (при их произнесении органы артикуляции занимают различное
положение).При произнесении звука С язык находится внизу,за нижними
зубами,а при произнесении звука Ш язык поднимается вверх,за верхнии
зубы. Общее между этими двумя звуками то, что они-глухие (при их произ-
несении голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.)
Повтори слоги:
со-шо,шо-со;
сы-ши,ши-сы;
су-шу,шу-су;
са-ша-са;
со-шо-со;
су-шу-су;
сы-ши-сы;
ша-са-ша;
шо-со-шо;
шу-су-шу;
ши-сы-ши;
аша-аса-аша;
ошо-аша-аса;
ушу-аши-асы;
аши-асы-усы.
Повтори слова парами:
шайка-сайка;
шок-сок;
шут-суд;
шутки-сутки;
шип-сип;
шитый-сытый;
пошёл-посол;
нашить-носить;
смешить-смесить;
шрам-срам;
штиль-стиль;
штопор-стопор;
шифон-сифон;
шкала-скала.
Послушай стишок.
Петушок увидел сойку,
И закукарекал бойко:
-Сойка,сойка,где живёшь?
Где ты песенки поёшь?
Свистом сойка отвечала:
-Я по лесу пролетала,
Услыхала шум и гам,
И слетела прямо к вам.
Петушок шумит:-Послушай!
Ну-ка,крошек на,покушай,
Лучше с нами оставайся,
В лес совсем не возращайся.
Сойка шё потом в ответ:
-Мне тут жизни просто нет,
Быть домашней не умею-
В лес лечу я поскорее!
Попробуй повторить.
Шишки на сосне,шашки на столе.
В шалаше шесть шалунов.
Шапкой Саша шишки сшиб.
Мамаша дала Саше сыворотку из-под простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше,
а ваша серая кошка сидела выше.
На горе горушке стоит избушка.
В этой избушке живёт старик со старушкой.
Дифференциация звуков З-Ж
Эти звуки относятся к группе звонких звуков (при их прознесении
голосовые связки вибрируют). Однако в их произнесении есть разница:
звук З произносится,когда кончик языка находится у нижних зубов,а звук
Ж-когда кончик языка находится у верхних зубов.
Повтори слоги:
за-жа;
зу-жу;
зо-жо;
зи-жи;
зэ-жэ;
жа-за;
жу-зу;
жо-зо;
жи-зи;
жэ-зэ.
Повтори слова парами:
Рожок-разок;
Пажи-пазы;
Лежать-лизать;
Тужить-тузить;
Перележать-перелезать;
Жевать-зевать;
Кожи-козы;
Роза-рожа;
Зуб-жук;
Коза-лоза.
Послушай стишок.
Жук по случаю купил
Зонтик в магазине.
Важно деньги заплатил,
Зонт сложил в карзину.
Жук торопится,бежит
С зонтиком в корзине.
С неба дождик моросит,
Ветер дует сильный.
Смотрит жук:ползёт змея
В новой свежей коже.
Вот увидела жука,
Посмотрела тоже.
-Почему ты мокнешь жук?-
Тут змея спросила. -
У тебя,как погляжу,
Зонт лежит в корзине.
Отвечает жук змее:
-Я ведь бережливый!
Жалко зонтик трогать мне-
Он такой красивый!
Попробуй повторить.
Вижу Зою,Женю,Зину,
Жору,Жанну,Лизу,Инну.
Змее на ужин
Жук очень нужен.
Жаба с зонтиком идёт-
Жук с корзиною ползёт.
Посложнее будет ребенку различить и повторить слоги. Отмечайте для себя на листке бумаги, где ваш ребенок ошибся, чтобы в
следующий раз повторить еще раз. Такая работа послужит вам профилактикой школьных трудностей и успешного обучения в школе. Так как сейчас ваш ребенок слышит и различает эти звуки,
так он и будет писать.
Желаю удачи и радости в общении.
Учитель-логопед М. В. Молчанова.