Папки-передвижки

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям к календарно-тематическому планированию (3 период: март, апрель, май).

Ольга Середа
Рекомендации учителя-логопеда воспитателям к календарно-тематическому планированию (3 период: март, апрель, май).

Март

1 неделя

Тема: Начало весны. Мамин день

Задачи:

Закрепить признаки ранней весны, признаки весны. Продолжать учить употреблять предлоги (д/и «Закончи предложение»). Вспомнить, какой праздник отмечаем в начале весны, учить образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме (д/и «Назови ласково»).

1. Развитие речевого дыхания.

Публикация «Рекомендации учителя-логопеда воспитателям к календарно-тематическому планированию (3 период: март, апрель, май),» размещена в разделах

- пропевание на одном выдохе гласных звуков[a], [o], [y], [ы]. Педагог предлагает поиграть в такую игру: «В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У! А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы!» повторяйте за мной». Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе

2. Развитие артикуляционного аппарата:

- учить переключению с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по артикуляции; [a] – губы кружочком, [y] – губы трубочкой, форма маленького кружочка, [и] – губы растянуты в узенькую полоску

3. Развитие фонематического слуха.

Узнавание звука [y] среди гласных.

4. Тема «Весна. Мамин день».

- «Назови ласково»

Солнце – солнышко куст - … цветок -…

Ветер - … трава -… лист - …

-«Закончи предложение».

Наступила (какое время года)(весна).

Прилетели (кто…

Дни стали (какие…. И т. д.

- Составить рассказ о своей маме по плану :

Как зовут маму. Почему я люблю свою маму? Как я помогаю маме?

5. Выучить стихотворение :

Вот пришла весна, весна,

Очень теплая она,

Солнце греет, тает снег,

Веселится человек.

Март

2 неделя

Тема Одежда. Обувь. Материалы.

Задачи:

Повторяем названия и назначение основных видов одежды; названия обуви; различие взрослой и детской одежды; существительные с обобщающим значением: одежда, обувь.

1. Развитие речевого дыхания плавной воздушной струей.

Игра «У кого пузырей больше?»

Пускаем мыльные пузыри.

2. Развитие артикуляционного аппарата:

- закрепление гласных звуков, умение различать по форме губ.

3. Развитие слухового внимания:

- Игра «Солнце или дождик»

Условия игры: погода хорошая – бубен звенит, идет дождь – педагог стучит в бубен, надо прятаться.

4. Развитие речи.

Тема «Одежда. Обувь» .

Игра «Для кого одежда?» (для мальчика или для девочки).

Ответы на вопросы: Для кого эта одежда – для мальчика или для девочки?» Дети отвечают: «Платье – для девочки; или брюки – для мальчика…

Игра «Чьи вещи?» (усвоение местоимений мой, моя, моё.

Педагог по очереди подходит к каждому ребенку прикасаясь к какому-либо предмету его одежды спрашивает: «Чья рубашка?» Ребенок отвечает: «Моя рубашка» и т. д.

5. Составление целого из частей:

- разрезные картинки из трех частей (например, рубашки, платья, юбки, брюк, туфлей).

6. Развитие мелкой моторики:

- обводить контуры одежды и обуви по трафарету.

7. Учим вместе с детьми:

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить… (З. Александрова).

Март

3 неделя

Тема: Транспорт

Дети должны усвоить: названия некоторых видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, мотоцикл, корабль); элементарные части машины (кабина, руль, кузов, колеса).

1. Развитие речевого дыхания.

Используется имитация свечи – деревянная палочка с перышком.

Упражнение «Задуй свечу»

2. Развитие артикуляционного аппарата:

- формировать и развивать артикуляционный праксис звука [c].

Упражнение «Язычок отдыхает»

Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: «И-и-и».

Упражнение «Насос»

Губки улыбаются,

Зубки появляются…

Воздух ротиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

Свист воздуха, выходящего из «насоса» напоминает звук [c]. Дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя тыльную сторону руки.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто внимательный»

Педагог садится на расстоянии 2-3 м от детей, рядом с которыми разложены игрушки. Даются инструкции очень тихо, шепотом: «Возьми мишку и посади в машину. Вынь мишку из машины. Посади в машину куклу». Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды.

4. Развитие речи. Тема: Транспорт.

Игра «Назови ласково» : машина – машинка, корабль -, трамвай -…

5. Развитие мелкой моторики:

- обводить шаблоны машины, корабля, грузовика и т. д.

6. Выучить с детьми :

Качу, лечу во весь опор.

Я сам – шофер,

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль! (Б. Заходер)

Март

4 неделя

Тема: Дикие животные весной

Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей; части их тела, где живут, чем питаются, как передвигаются.

1. Развитие речевого дыхания.

Используются султанчики.

2. Развитие артикуляционного аппарата:

- формировать и развивать артикуляционный праксис звука [x].

Упражнение «Теплый ветерок»

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай!

(Дети должны тактильно ощутить теплую выдыхаемую струю воздуха.)

3. Лексико-грамматические игры и упражнения:

Игра «Кто кем будет»

Ежонок будет ежом. Лисенок будет лисой. Волчонок будет волком. Медвежонок будет медведем. Зайчик будет зайцем. Лосенок будет лосем. Барсучонок будет барсуком. И т. д.

Игра «Угадай и повтори»

Злой, голодный, серый (волк).

Трусливый, длинноухий, серый (Заяц).

Хитрая, рыжая, хищная (Лиса).

Рыжая, маленькая, быстрая (Белка).

Большой, бурый, неуклюжий (Медведь).

4. Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным картинкам «Кто как зиму проводит» : «Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Ежик залез в норку. Белка сидит в дупле. Зайчик дрожит под кустом. Волк сидит в логове».

5. Учим вместе с детьми.

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Зайке холодно в лесочке,

Свяжем серому носочки.

Апрель

1 неделя

Тема:Космос

Дети должны усвоить основные понятия: космос, планета, звезда, ракета, космонавт, Луна, Земля.

1. Развитие речевого дыхания.

- дуть на «вертушки».

2. Развитие артикуляционной моторики:

- формировать и развивать артикуляционный праксис звука [k].

Упражнение «Потеряли мы кота»

Язык книзу – та-та-та.

Потеряли мы кота.

Язык книзу – та-та-та.

Где же нам найти кота?

3. Развитие фонематического слуха.

- дети закрывают глаза, педагог тихо встает в стороне от них и звенит в колокольчик. Дети должны повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

4. Лексико-грамматические игры и упражнения:

Игра «Измени по образцу»

Звезда – много звезд; спутник - …; корабль - …; космонавт - …; ракета - … .

Игра «Назови ласково»

Звезда – звездочка; солнце - …; корабль - … .

Игра «Сосчитай до пяти»

Одно созвездие – два созвездия, …

Одна планета – две планеты, … .

Один спутник – два спутника, … .

5. Развитие связной речи. Составление рассказа по картинке «Космос».

6. Развитие мелкой моторики. Поочередное соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним и указательным на ударные слоги.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Апрель

2 неделя

Тема: Конфликты между детьми.

1. Развитие речевого дыхания.

- сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

2. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто идет»

Дети рассматривают картинки с изображением цапли и воробья. Педагог объясняет и показывает, как ходит цапля (медленно и важно, а воробей прыгает быстро. Если педагог медленно стучит в бубен, дети должны ходить медленно, как цапля, а если педагог быстро стучит – дети скачут, как воробьи.

3. Развитие артикуляционного аппарата:

- формировать и развивать артикуляционный праксис звука [г].

Игра «Молоточки стучат»

Молоточки стучат –

Да-да-да-да,

Строят дом для ребят –

Да-да-да-да.

4. Учим вместе с детьми

Про дружбу. (Юрий Энтин)

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

5. Развитие мелкой моторики. Соединение по очереди всех пальцев с большим, начиная с указательного, на каждый ударный слог.

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

(Если скучно стало,

Начинай сначала.)

Апрель

3 неделя

Тема: Птицы

Дети должны усвоить: названия нескольких птиц (ворона, воробей, сова, дятел, синица); как они передвигаются; чем питаются; обобщающее слово ПТИЦЫ.

1. Развитие речевого дыхания.

- произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ко-ко-ко, га-га-га, и т. д.

2. Развитие артикуляционного аппарата:

Чтение сказки «О Веселом Язычке»

Упражнение «Качели»

Напряженным язычком тянуться к носу, подбородку; прямые руки одновременно с языком вытягивать то вверх, то вниз.

3. Развитие связной речи. Рассказ о птице.

Рассматривание картинок с изображение нескольких птиц: «Посмотрите на ворону (синицу, сову). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.

4. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Игра «Ответь на вопросы» (согласование числительных с существительными).

Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.) Сколько у воробья крыльев? Сколько у совы хвостов? Сколько у дятла голов? Сколько у синицы клювиков? Сколько у птицы перышек? Сколько у птицы глаз?

5. Развитие чувства ритма.

- рифмованная загадка:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый… (воробей).

- упражнение на договаривание слов и строк:

КУКУШКА

У леса на опушке

Высоко на дубу

С утра поет кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

Апрель

4 неделя

Тема: Мои друзья

1. Развитие речевого дыхания.

- произнесение на одном выдохе разных слогов:

Ау-уа-ау, уа-ао-ау, ко-мо-то и т. д.

2. Развитие артикуляционного аппарата:

Упражнение «Футбол»

Напряженным языком упереться попеременно то в одну, то в другую щеку изнутри.

5. Читаем вместе с детьми.

В детском садике детишки. Сергей Волков

В детском садике детишки

Все такие шалунишки!

На прогулку вышли дети.

Раз! – несётся с горки Петя.

Два! – за ним летит Ванюша.

Три! – на карусели Ксюша.

А четыре! – в доме Коля.

Пять! – стоит с ведёрком Оля.

Шесть! – с мячом играет Митя.

Семь! – с коня слезает Витя.

Восемь! – с куклою Наташа.

Девять! – рядом скачет Маша.

Десять! – по дорожке Федя

Едет на велосипеде.

А теперь наоборот:

Десять! – на велосипеде

По дорожке едет Федя!

Девять! – бойко скачет Маша.

Восемь! – c куклою Наташа.

Семь! – с коня слезает Витя.

Шесть! – бросает мячик Митя.

Пять! – ведёрком машет Оля.

А четыре! – в доме Коля.

Три! – на карусели Ксюша.

Два! – с горы летит Ванюша.

Раз! – внизу хохочет Петя.

Нет дружней ребят на свете!

Беседа о прочитанном.

Апрель

5 неделя

Тема: Цветы

Дети должны усвоить: элементарные представления о строении цветов (корень, стебель, листья, бутон); виды цветов (садовые, полевые); слово с обобщающим понятием ЦВЕТЫ.

1. Развитие речевого дыхания.

- произнесение на одном выдохе разных слогов:

Ау-уа-ау, уа-ао-ау, ко-мо-то и т. д.

2. Развитие артикуляционного аппарата:

Упражнение «Футбол»

Напряженным языком упереться попеременно то в одну, то в другую щеку изнутри.

3. Развитие речи. Беседа по теме.

Для чего выращивают цветы? Из каких частей они состоят? Где растут садовые цветы? (в саду, на клумбе, полевые (в поле, в лесу, на лугу?Какие вы знаете садовые цветы? А полевые? Чем отличаются садовые цветы от полевых?

4. Физкультминутка.

Цветы. (Дети сидят на корточках, постепенно выпрямляются, поднимают руки вверх и плавно разводят в стороны. Потом – наклоны вправо-влево, поднимают руки вверх и соединяют их, приседают на корточки и качают головой)

Наши нежные цветки Наши алые цветки

Распускают лепестки. Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают,

Лепестки колышет. Головой качают.

5. Лексико - грамматические игры и упражнения

«Посчитай до пяти»

Один мак, два мака, …. Одна роза, две розы, … и так далее.

«Назови ласково»

Цветок – цветочек, цветы -, стебель -, стебли -, лист - …/

Листья -, букет -, букеты - … .

6. Учим вместе с детьми

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

Цветочки- невелички.

Май

1 неделя

Тема: День Победы

1. Рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы".

2. Рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.

3. Лексико грамматические игры и упражнения

Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы). Смелый - храбрый, отважный, геройский. 6. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.

Враг -.

Мир -.

Учимся подбирать однокоренные слова.

Герой - геройский, героический, героизм.

Защита - защитник, защищать, защищенный.

4. Развитие речи

Продолжаем знакомить ребенка с пословицами.

Объясните значение пословицы "Мир строит, а война разрушает".

Выучить рассказ и нарисовать.

Девятое мая – День Победы. Дети пришли к памятнику. Это памятник павшим героям. Дети возлагают живые цветы к памятнику. В этот день многие люди возлагают живые цветы к вечному огню. Вечером будет праздничный салют.

5. Читаем вместе с детьми. Андрей УСАЧЁВ

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют.

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны.

Что такое День Победы –

Это значит нет войны.

Май

2 неделя

Тема: Что сажают в огороде?

1. Развитие речевого дыхания, длительного плавного вдоха:

- упражнение «Веселая песенка» (пение на одном выдохе трех, а затем пяти слогов: ля-ля-ля, ля-ля-ля…; ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля)

2. Развитие артикуляционного аппарата:

- упражнение «Лопаточка» (Рот открыт. Широкий спокойный язык лежит на нижней губе. Счет 1-7).

- упражнение «Иголочка» (Рот открыт. Узкий язык сильно вытянуть вперед).

3. Развитие мелкой моторики

(Руки, как грабельки, скребут по поверхности стола подушечками пальцев (на ударные слоги) :

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

4. Лексико-грамматические упражнения:

«Продолжи предложение»

Весной в огородах люди копают (перекапывают, сеют)

Цветы мы (сажаем).

Землю на грядках мы … (копаем).

«Назови ласково»

Сад – садик, огород -, грядка -, парник -, семя - …

«Сосчитай до пяти»

Одна грядка, две грядки, …

Один лучок, два лучка…

«Что лишнее и почему»

Грабли, вилка, лопата, мотыга.

Поливать, удобрять, пасти, пересаживать.

5. Чтение, ответы на вопросы, пересказ

Весенние заботы.

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп/ петрушку, морковь, свеклу. В саду – окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах вырастить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами. (По Т. Шорыгиной).

Вопросы:

- Что делают люди в огороде весной?

- Для чего они все это делают?

Май

3 неделя

Тема: Весна (весенний лес).

Дети должны усвоить: что растёт в лесу; кто в нём обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья, лес.

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

- упражнение «Веселая песенка» (пение на одном выдохе трех, а затем пяти слогов: ля-ля-ля, ля-ля-ля…; ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля)

2. Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Громкий барабан»

Широкий язык поднять вверх, произносить громко, отрывисто, не опуская кончик языка: «Д-д-д-д…»

Упражнение «Вкусное варенье»

Открыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу.

Убрать широкий язычок вглубь рта.

3. Грамматический строй речи:

Упражнение «Какой?» - подбор прилагательных к слову ЛЕС (большой, красивый, зленный, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, берёзовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, тёмный, зимний, осенний, весенний, летний).

Упражнение «Найди слово» образование родственных слов от слова ЛЕС (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесоповал, лесозаготовки).

Игра «Один -много» (словоизменение) :

Дерево - деревья Лист - …

Куст. Ветка - …

Волк. Муравей -.

Ёж. Сук.

Ствол. Травинка - …

Соловей. Змея - …

Ящерица-… .Лиса.

Стрекоза -. Оса.

Крона -. Медвежонок.

Упражнение «Посчитаем.» (согласование числительных с существительными ; использовать слова из предыдущего задания в единств, числе) :

Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков.

Май

4 неделя

Тема: На воде, на солнце (безопасность).

Дети должны усвоить: когда наступает лето, его признаки; летние забавы детей.

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

- игра «Веселые шарики» (Дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположный край стола).

2. Развитие артикуляционного аппарата.

- упражнение «Лошадка»

Открыть рот. Производить «цокающие» звуки языком, присасывая и отрывая язык и спинку языка к небу. Темп может быть быстрым, медленным, средним.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови ласково»

Река – речка, деревня -, дождь -, озеро -, солнце - … .

«Сосчитай до пяти»

Одна речка – две речки, одно озеро – два озера, одна радуга – две радуги, один отпуск – два отпуска… .

«Закончи предложение»

Мы едем купаться на нашу любимую …

Июль – самый жаркий …

После дождика на небе появляется …

Выглянуло солнышко и на улице стало очень…

4. Выучить вместе с детьми

Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок.

Не поймешь, где бабочка,

Где живой цветок.

Как мы проводили время

Мы гуляли, загорали,

Возле озера играли.

На скамейку сели,

Две котлеты съели.

Лягушонка принесли

И немного подросли.

Э. Успенский

5. Беседа о правилах поведения на воде.

Беседа о правилах поведения на солнце.

Рекомендуемая литература :

1. О. И Крупенчук. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург. Литера, 2005.

2. Л. Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Москва. Мозаика-синтез. 2005.

3. С. И. Карпова, В. В. Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. Санкт-Петербург. Речь. 2008.

Публикации по теме:

Календарь тематических недель на 1 младшей группе Сентябрь 1-2 неделя «Я и моя семья» 3-4 неделя Детский сад. День дошкольного работника Октябрь 1 неделя Международный день музыки 2 неделя.

Комплексно-тематическое планирование в средней группе на 2012–2013 г. МДОУ «Детский сад №3 к. в. средняя группаАВГУСТ. 3 НЕДЕЛЯ. Тема «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» Проект «До свидания, лето.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда воспитателям к календарно-тематическому планированию (3 период: март, апрель, май).
Опубликовано: 23 марта 2013 в 17:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД