Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендация для родителей

Марина Шатнева
Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендация для родителей

Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендации для родителей

Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения.

Медлительные дети – особая группа риска, т. к. их трудности обучения письму и чтению могут быть связаны только с более медленным темпом деятельности, который связан с особенностями нервной системы ребенка. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов.

Даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи.

Учебная нагрузка постоянно в течение учебного года увеличивается, растут объем и интенсивность учебных заданий, объем информации, который ребенок должен воспринять и усвоить, а медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить объяснение учителя на уроке, а самостоятельно это сделать невозможно, и поэтому весь процесс формирования навыка письма и чтения тормозится.

Письмо – небрежный почерк, пропуски букв, слов, плохо пишут диктанты («словно забывают все правила»).

Чтение – медленный, неровный темп, пропуски, «теряют слова, строку». Медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается. Главное успеть, не отстать. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким.

Следует особо отметить трудности чтения, очень характерные для медлительных детей. Камень преткновения медлительных детей – чтение и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух «на скорость». Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения (для медлительных детей быстрые артикуляционные движения невозможны) заслоняет смысл слова, теряется их связь, понимание текста. Необходимо подчеркнуть, что скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно. Но это отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже леворукого и обычного ребёнка.

С особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях. Педагоги и родители в силах оказать максимальную помощь и поддержку детям с медленным темпом деятельности. Нужно только понять их, принять такими, какие они есть, и захотеть помочь.

^ Рекомендации родителям медлительных детей

Уважаемые родители!

Никогда не ругайте ребенка за медлительность, так как это особенность нервной системы человека и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее.

Спокойствие, выдержка, доброжелательность, ровный тон голоса, без раздражения и окриков, должны стать постоянными спутниками в общении с вашим ребенком.

Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном темпе. Никогда не торопите, не подгоняйте ребенка, не используйте в общении с ним слова «Быстрее!», «Не копайся!», «Сколько можно ждать?» - это вызовет обратную реакцию, возможно стресс, что впоследствии может стать причиной невроза.

Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели. Четкая организация режима дня поможет медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Составьте круг обязанностей ребенка, постепенно расширяя их, не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте с той, что получается хорошо. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания самостоятельно, составьте вместе план работы, разберите его.

При выполнении домашних заданий строго и четко регламентируйте и дозируйте время, отводимое на каждый предмет. Помогайте ребенку включиться в работу. Чередуйте нагрузку с отдыхом. Если ребенок устал, задание нужно отложить, сделать физминутку, расслабление. В идеале необходим отдых каждые 15 - 20 минут Начинайте выполнение домашней работы с предметов, с которыми ребенок справляется быстрее. Избегайте отвлекающих факторов (включенный телевизор, компьютер, разговоры, игрушки и т. д.).

Помните: продленка не для медлительных детей. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке. Ребенку следует исключить все дополнительные нагрузки, так как они для медлительных детей утомительны.

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели: чаще хвалите, когда он этого заслуживает, подбадривайте, подчеркивайте успехи. Это укрепит уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку.

Главное, о чем должны знать мы, взрослые, - это то, что для помощи медлительным детям нужны системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, родителей.

Важно помнить: при создании необходимых условий, при учете индивидуальных особенностей ребенка и, главное, при работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительных детей могут быть очень высокими, а обучение в школе может быть вполне успешным. Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным, помочь ему раскрыть свой потенциал.

^ Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.

Рекомендации для родителей

Гиперактивность – это повышенная, чрезмерная активность детей, которая сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивности.

Для того, чтобы вы, уважаемые родители, имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведу классическое описание этих симптомов.

Симптомы невнимательности:

• недостаточно внимателен к деталям;

• с трудом удерживает внимание;

• как бы не слушает говорящего;

• не может довести дело до конца;

• с трудом организует свою деятельность;

• избегает выполнения задания;

• теряет предметы;

• отвлекается на внешние раздражители;

• всё забывает.

Симптомы гиперактивности:

• дрыгает руками или ногами, крутится;

• не может усидеть на месте, когда это требуется;

• чрезмерно разговорчив;

• носится или лезет куда – либо, когда это не разрешается;

• с трудом может тихо играть;

• всегда «заведён», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности:

• выпаливает ответы;

• чрезмерно разговорчив;

• с трудом дожидается своей очереди;

• прерывает других;

• вмешивается в чужой разговор.

У гиперактивных детей эти симптомы постоянны. Нарушения концентрации внимания, несформированность произвольной регуляции являются причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Родители должны обратить особое внимание на поведение ребенка, на его работы. Тетради гиперактивных детей выглядят неряшливо, в работах много исправлений и ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или просто угадывания. Навыки чтения гиперактивных детей могут быть плохими, даже если ребенок умел читать еще до школы. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями. Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности. Неудачи и повышенная тревожность разрушают желание учиться, снижают учебную мотивацию. Это вызывает недовольство взрослых. Дети негативно реагируют на критику, зачастую не любят учителя, школу. Ребенок НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить своё поведение по желанию взрослых, ему необходима специальная тактика работы, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами. Поэтому родителям нужно проанализировать свои чувства, оценки,реакцию: всегда ли они адекватны, спокойны, доброжелательны по отношению к ребенку. Необходимо чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления своих проблем.

^ Рекомендации родителям гиперактивных детей

Уважаемые родители!

1. Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.

2.Научитесь общаться со своим непоседой: не допускайте грубость, унижение, злость.

3. Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.

4. Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.

5. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.

6. Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.

7. Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.

8. Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».

9. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.

10. Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.

Публикации по теме:

Рекомендация для родителей «Азбука» Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих.

Дидактические игры для обучения чтению детей 5–7 лет Цель: Создать у детей мотивацию к учению в школе. Задачи: 1. Развивать познавательную активность. 2. Закрепить знание букв и звуков. 3. Активизировать.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности «Звук [с]. Обучение грамоте, чтению и письму» Тема: «Звук [с]. Обучение грамоте, чтению и письму». Цель: учить правильно произносить звук [с] в словах, предложениях, тексте. Задачи:.

Рекомендация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится.

Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений. Нейропсихологический аспект..

Рабочая программа по модулю «Подготовка к чтению и письму» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Лебедянь Липецкой области Принято.

Рекомендация для родителей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно.

Рекомендация для родителей «Организация игровой деятельности детей» Успешное осуществление воспитания, обучения и развития ребенка в ДОУ невозможно в отрыве от семьи, только совместные действия, учитывая.

Рекомендация для родителей по использованию игр для гиперактивных детей На развитие внимания 1. «Я — впереди». Дети идут друг за другом в колонне. Воспитатель называет имя ребенка, названный ребенок бежит вдоль.

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению. Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник,.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендация для родителей
Опубликовано: 18 марта 2019 в 10:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 ноября. День буквы «ё»

День буквы «ё» отмечается ежегодно 29 ноября. В этот день, в 1783 году, буква «ё» была официально введена в обращение. Сделано это было по инициативе деятеля Петербургской академии наук – княгини...

29 ноября. День солдатиков на МААМ

Игрушкам, в которые мальчики играли во все времена, посвящена тема сегодняшнего дня. Пусть наши дети устраивают для игрушечных солдатиков военной парады, проводят учения и маневры, но никогда не узнают,...


Горячие темочки