МААМ-картинки

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников путем формирования любви к устному народному творчеству»

Любовь Чернышова
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников путем формирования любви к устному народному творчеству»

Одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства. Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое" (статья "Родное слово"). Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко осваивает его.

Публикация «Консультация для родителей „Нравственное воспитание дошкольников путем формирования любви к устному народному творчеству“» размещена в разделах

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д., - это неоценимое богатство каждого народа, как национальной, так и мировой. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа.

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д. С. Лихачев – так говорит об этом: "Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в многовековых традиций. Во всем, что делал народ - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство Л безвкусицы".

Словесное творчество народа, является видом народного искусства. Оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно

шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.

В русской народной сказке заключено богатое содержание : (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и другие, например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка - дошкольника, заставляет делать выводы.

Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.

В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим ("поклонился в пояс", "ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила", "Здравствуй, кумушка, хлеб да соль").

Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Значительный нравственный, эстетический потенциал итожен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу: "Мал золотник, да дорог", "В Тулу со своим самоваром не ездят", "Волков бояться - в лес не ходить", "Долг платежом красен" и др.

Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорят. "Пословица век не сломится". Следует шире использовать пословицы и поговорки, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного. Например, "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха", "Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал", "Птица крыльями сильна, жена мужем красна", "Птица радуется весне, а младенец матери", "Дружно - не грузно, а один и у каши загинет".

В пословицах содержится много поучительного.

Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, без чего невозможно себе представить ни одно произведение устного народного творчества и его восприятие, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувства, и определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является весьма важным в нравственно-эстетическом воспитании. Причем, нравственным является то, что имеет эстетическую ценность не внешнюю, а внутреннюю, что особо значимо для духовного развития человека. Недаром в народе говорят : по одежке встречают, а по уму провожают. Это очень хорошо видно на примере пословиц о пользе знаний, учения, о разуме: "Коротко да ясно, от того и прекрасно" или "Не красна книга письмом, а красна умом".

Они через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Они посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать : "Не учи безделью, а учи рукоделию", "Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает" и т. п. ; показывает особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: «Пашню пашут - там руками не машут", "Жнут поле в пору", возникнув под влиянием впечатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые приметы, наблюдательность земледельца: "Овсы и льны в августе смотри"; выражают отношение к труду: "Делу обучиться - всегда пригодится", "Всякое умение трудом дается". Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви. С глубоким уважением пословица говорит: "Нет, такого как родима матушка". Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду - "Делу - время, потехе - час", "Без труда не вынешь рыбку из пруда", а также различным сторонам трудовой деятельности. Они выражают уважительное отношение к ней и к людям труда, в них дается высокая оценка трудового умения в то же время сурово осуждается лень: "Труд человека кормит, а лень портит"; Народные пословицы предупреждают, что всякое дело требует усилий со стороны человека: "Хочешь есть калачи - не сиди на печи".

Через пословицы и поговорки, посвященные труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно- эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам.

Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине : "С родной «земли - умри не сходи", "Родимая сторона - мать, чужая мачеха", "Москва всем городам мать".

Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирования активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие из них пропагандируют здоровый образ лизни: "Береги платье снову, а здоровье с молоду", "Пей воду - вода ума не мутит", "Здоровье всему голова, всего дороже", "Живи с разумом, так и лекарок не надо" и т. п.

Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Как правило, в них, помимо хорошо видимого, существует и скрытый, незаметный при первом знакомстве с ними, внутренний смысл, чтобы понять который, необходимо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания. "И сила уму уступает". "Глупый киснет, а умный все промыслит".

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество. Целью данного проекта являлось обобщение и углубление знаний детей о культуре своего народа,русском народном искусстве и фольклоре. Определив.

Значение малых жанров произведений устного народного творчества Значение малых жанров произведений устного народного творчества Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников путем формирования любви к устному народному творчеству»
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 13:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД