Лучший педагог года

Режиссерская игра как средство развития ребенка

Наталья Ряполова
Режиссерская игра как средство развития ребенка

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в режиссерской персонажами являются исключительно игрушки, а ребенок выступает из позиции режиссера и не участвует в игре в качестве действующего лица, а только управляет и руководит игрушками и предметами игры. Во время игры дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности., развивая интонации и мимику.

Публикация «Режиссерская игра как средство развития ребенка» размещена в разделах

«Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю» (Гаспарова Е. М. 1989). Характер режиссерских игр преимущественно индивидуальный, поэтому педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребёнка, подбирая игровой материал, стимулируя возникновение игры. При этом, самостоятельность детей сохраняется. Во время игры интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, воспитываются такие нравственные качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.

Благодаря режиссерским играм ребёнок примеряет на себя различные социальные роли, что в итоге способствует всестороннему развитию ребёнка.

Новизна данной методической разработки представлена в виде нетипичной формы макета, универсальности использования в режиссерских играх, ненавязчивом автоматическом закреплении знаний у детей о частях суток и режиме дня. Также разработку можно использовать во время занятий и бесед на тему безопасности детей в различных жизненных ситуациях.

Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в развитии ребёнка как творческой личности, развитии воображения, фантазии, речи, памяти, внимания, умственной деятельности, мышления, развитии кругозора. Закрепляются и усваиваются элементарные знания об окружающей среде. Вырабатываются определённые нормы поведения и представления о различных социальных ролях и их значимости.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: создание условий для развития речи детей как средство общения и культуры, развитие социального и эмоционального интеллекта.

Задачи:

1. развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи;

2. развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, окружающем мире;

3. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Приоритетная область: «речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально — коммуникативное развитие».

В универсальный макет входят:

Дидактическое пособие «Большой мир в маленьком доме»

Игрушечная мебель

Набор бумажных кукол «Семья»

Картинки для окон (соответствующие временам года)

Картинки имитаций картин

Этапы изготовления режиссерской игры :

I этап. Выбор темы, создание эскизов.

II этап. Описание процесса изготовления универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме».

III этап. Применение в воспитательно — образовательном процессе.

I этап. Выбор темы, создание эскизов.

Идею создания универсального макета режиссерской игры подсказали дети во время беседы, направленной на закрепление знания детьми частей суток. При выставлении стрелок — указателей на календаре погоды дети высказали желание поиграть в утро, день, вечер, ночь с помощью игрушек. Но так как календарь погоды не предназначен для подобного рода игр, то дети быстро разочаровались и оставили эту затею. Педагогами было внесено предложение о создании своего макета для игры с зонированием на части суток. Дети приняли эту идею с большим энтузиазмом.

С родителями были проведены консультации на темы «Режиссерские игры. Отличие от сюжетно — ролевых игр и их преимущества», «Создание условий дома для режиссерских игр». Часть родителей проявили интерес к теме режиссерской игры и созданию универсального макета, мотивируя желанием принимать участие в жизни детей как дома, так и в саду и создавать для них дополнительные условия развития.

При планировании формы и наполняемости макета режиссерской игры совместно с детьми и родителями было принято решение сделать пособие в виде дома, разделенного на 4 комнаты, обозначающих части суток, имеющих разный цвет и подходящих под стандартный режим дня.

Первой комнатой была выбрана ванная, так как утро начинается с умывания, чистки зубов и других гигиенических процедур. Цвет для ванной комнаты был выбран голубой.

Вторая комната — это кухня — столовая в желтый тонах, обозначающая самую светлую и солнечную часть суток — день. Выбрана детьми по ассоциативным представлениям к словам «день» и «обед».

Третьей комнатой выбрали зал, в котором вечером собирается вся семья и проводит время вместе. Цвет комнаты оранжевый, из — за сходства с закатом солнца.

И четвертая комната, конечно же, спальня. В ней можно не только готовиться ко сну и спать, но и использовать для уединения и проведения досуга. Цвет комнаты фиолетовый.

При проектировании пособия исключили необходимость создания стен и крыши для обеспечения удобного и легкого доступа к макету с разных сторон, расширению игрового пространства и одновременном использовании несколькими детьми или подгруппами детей, что расширяет возможности и вариативность применения макета.

II этап. Описание процесса изготовления универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме».

Для основы пособия использовались:

• фанера

• потолочная плитка из полистирола 50х50 см

• линейка

• простой карандаш

• канцелярский нож (строительный)

• клей — пистолет

• напильник

Изготовление основы макета взял на себя один из родителей воспитанницы группы.

Из фанеры был вырезан квадрат в соответствии с размерами потолочной плитки (50х50 см).

Края фанеры были обработаны напильником для сглаживания острых краев и обеспечения безопасного использования пособия. Получившийся квадрат и потолочную плитку склеили между собой.

Для выполнения межкомнатных перегородок макета использовали:

• потолочную плитку из полистирола 50х50 см

• канцелярский нож (строительный)

• линейку

• простой карандаш

• отрезы обоев для стен

• клеевой пистолет

Потолочную плитку разделили напополам, сделали прорези в месте соединения частей и вырезали по бокам дверные проемы.

Подобрали обои для комнат в соответствии с выбранной для них частью суток.

Обклеили перегородки и основание обоями. Склеили перегородки с основанием.

От обычного потолочного плинтуса из полистирола срезали края нужной длины и приклеили на макет, усилив таким образом крепление стенок к основанию.

Для наполнения комнат пособия атрибутами игры были привлечены дети и их родители. Воспитателями был проведен мастер — класс «Создание игрушечной комодика из спичечных коробков».

Также воспитателями была спроектирована и выполнена вся мебель с использованием следующих материалов:

• небольшие обрезы от листов ПВХ

• клеевой пистолет

• канцелярский нож (строительный)

• отрезы ткани

• различные баночки из - под жидкого мыла, йогурта и т. д.

• тонкий двусторонний скотч

• распечатка на фотобумаге картинок для оформления мебели

Для завершения и доработки деталей интерьера универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме» дети совместно с педагогами обклеивали игрушечную мебель разноцветной самоклейкой, вырезали коврики, постельное белье, картинки для окошек, и плели занавески.

Для окон и картин были сделаны специальные кармашки из прозрачного плотного пластика, чтобы дети в зависимости от смены времени года могли менять пейзажи. Картины же меняются по настроению детей.

В качестве персонажей для игры дети выбрали семью из четырех человек с двумя питомцами.

Для кукол дети с родителями в домашней обстановке изготовили наборы одежды, а для животных из подручных средств и материалов сделали:

кошачий домик

лежанку для собаки

игрушки для животных

миски для еды и воды

Дети обводили кукол по контуру, рисовали одежду, раскрашивали и вырезали. Планируется постоянное пополнение нарядов и аксессуаров для кукол, чтобы увеличить количество вариантов игры. Например, если кукле папе нарисовать костюм пожарного, то им можно играть не только как папой пожарным, но и разыгрывать сюжеты по спасению детей из опасной ситуации (пожар в доме, опасность возгорания из-за халатного обращения с электроприборами и т. д.).

Для атрибутов питомцев использовались:

• картон

• цветной картон

• отрезы тканей

• крышки от бутылок с водой

• проволока

• клей

Основу для кошачьего домика и лежанки собаки склеили из плотного картона. Затем обклеили материалом и довершили украшением в виде маленькими игрушек для животных.

III этап. Применение в воспитательно — образовательном процессе.

После изготовления всех атрибутов пособия дети расставили мебель по комнатам и приступили к игре. Сначала играли в «Семью» с готовыми персонажами. Позже стали использовать другие модели сюжета и персонажей для игры. На этом этапе проявилось преимущество режиссерских игр над другими ролевыми играми. Используя одинаковые предметы и выбирая один и тот же сюжет для игры, дети всегда играют по — разному проявляя свою индивидуальность. Как это можно использовать при развитии сюжета режиссерской игры? Например, при обыгрывании утреннего сбора на работу, в детский сад, в школу можно отследить последовательность действий (что сначала, что потом) и зафиксировать. Таким образом можно получить режим дня в утренний отрезок времени. Проиграв каждую часть суток и зафиксировав действия героев, дети получают самостоятельно составленный режим дня.

Вариативность использования данного момента заключается в обыгрывании различных жизненных ситуаций. Результатом такого обыгрывания могут быть правила, памятки, инструкции, созданные самими детьми или совместно с педагогом, которые служат материалом для создания тематических «книжек — малышек».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдая за игрой детей на универсальном макете «Большой мир в маленьком доме», мы пришли к выводу, что режиссерские игры имеют огромный потенциал в развитии детей. Режиссерские игры и сюжетно — ролевые очень схожи между собой. Но во время режиссерской игры ребенок проецирует роли не на себя, а на предмет которым играет, что дает ребенку возможность отойти от шаблонов поведения сюжетно — ролевых игр, определенных алгоритмами поведения в той или иной ролевой ситуации. Это раскрывает индивидуальность детей, развивает речевые, творческие способности детей, социализирует, закрепляет правила поведения в обществе и в различных жизненных ситуациях.

В дальнейшем планируется создание дополнений атрибутов, так как макет можно использовать для игр «Мой дом», «Безопасность с электротехникой», «Когда один дома», «Пожарная безопасность» и т. д. Вариантов новых сюжетов для игры очень много, именно поэтому это пособие универсально.

Также, играя на макете, дети легко и ненавязчиво запоминают части суток и распорядок дня, что способствует закладыванию основ здорового образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное, испр. И доп. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утрверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. М. : Академический проект, 2001.

4. Е. М. Гаспарова. Игра дошкольника; под ред. С. Л. НовоселовоЙ. М. : Просвещение, 1989

5. Е. В. Трифонова. Режиссеркие игры дошкольников. М. : Науиональный научный центр, 2016.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка Ручной труд для детей, необходим ли он вообще? Работа с ножницами, клеем, бумагой, природным и бросовым материалом. Что ребенку дают.

Режиссерская игра «Теремок»Режиссерская игра «Теремок» Предисловие В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Режиссерская игра как средство развития ребенка
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 13:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД