Режиссерская игра как средство развития ребенка

Наталья Ряполова
Режиссерская игра как средство развития ребенка

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в режиссерской персонажами являются исключительно игрушки, а ребенок выступает из позиции режиссера и не участвует в игре в качестве действующего лица, а только управляет и руководит игрушками и предметами игры. Во время игры дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности., развивая интонации и мимику.

«Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю» (Гаспарова Е. М. 1989). Характер режиссерских игр преимущественно индивидуальный, поэтому педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребёнка, подбирая игровой материал, стимулируя возникновение игры. При этом, самостоятельность детей сохраняется. Во время игры интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, воспитываются такие нравственные качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.

Благодаря режиссерским играм ребёнок примеряет на себя различные социальные роли, что в итоге способствует всестороннему развитию ребёнка.

Новизна данной методической разработки представлена в виде нетипичной формы макета, универсальности использования в режиссерских играх, ненавязчивом автоматическом закреплении знаний у детей о частях суток и режиме дня. Также разработку можно использовать во время занятий и бесед на тему безопасности детей в различных жизненных ситуациях.

Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в развитии ребёнка как творческой личности, развитии воображения, фантазии, речи, памяти, внимания, умственной деятельности, мышления, развитии кругозора. Закрепляются и усваиваются элементарные знания об окружающей среде. Вырабатываются определённые нормы поведения и представления о различных социальных ролях и их значимости.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: создание условий для развития речи детей как средство общения и культуры, развитие социального и эмоционального интеллекта.

Задачи:

1. развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи;

2. развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, окружающем мире;

3. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Приоритетная область: «речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально — коммуникативное развитие».

В универсальный макет входят:

Дидактическое пособие «Большой мир в маленьком доме»

Игрушечная мебель

Набор бумажных кукол «Семья»

Картинки для окон (соответствующие временам года)

Картинки имитаций картин

Этапы изготовления режиссерской игры:

I этап. Выбор темы, создание эскизов.

II этап. Описание процесса изготовления универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме».

III этап. Применение в воспитательно — образовательном процессе.

I этап. Выбор темы, создание эскизов.

Идею создания универсального макета режиссерской игры подсказали дети во время беседы, направленной на закрепление знания детьми частей суток. При выставлении стрелок — указателей на календаре погоды дети высказали желание поиграть в утро, день, вечер, ночь с помощью игрушек. Но так как календарь погоды не предназначен для подобного рода игр, то дети быстро разочаровались и оставили эту затею. Педагогами было внесено предложение о создании своего макета для игры с зонированием на части суток. Дети приняли эту идею с большим энтузиазмом.

С родителями были проведены консультации на темы «Режиссерские игры. Отличие от сюжетно — ролевых игр и их преимущества», «Создание условий дома для режиссерских игр». Часть родителей проявили интерес к теме режиссерской игры и созданию универсального макета, мотивируя желанием принимать участие в жизни детей как дома, так и в саду и создавать для них дополнительные условия развития.

При планировании формы и наполняемости макета режиссерской игры совместно с детьми и родителями было принято решение сделать пособие в виде дома, разделенного на 4 комнаты, обозначающих части суток, имеющих разный цвет и подходящих под стандартный режим дня.

Первой комнатой была выбрана ванная, так как утро начинается с умывания, чистки зубов и других гигиенических процедур. Цвет для ванной комнаты был выбран голубой.

Вторая комната — это кухня — столовая в желтый тонах, обозначающая самую светлую и солнечную часть суток — день. Выбрана детьми по ассоциативным представлениям к словам «день» и «обед».

Третьей комнатой выбрали зал, в котором вечером собирается вся семья и проводит время вместе. Цвет комнаты оранжевый, из — за сходства с закатом солнца.

И четвертая комната, конечно же, спальня. В ней можно не только готовиться ко сну и спать, но и использовать для уединения и проведения досуга. Цвет комнаты фиолетовый.

При проектировании пособия исключили необходимость создания стен и крыши для обеспечения удобного и легкого доступа к макету с разных сторон, расширению игрового пространства и одновременном использовании несколькими детьми или подгруппами детей, что расширяет возможности и вариативность применения макета.

II этап. Описание процесса изготовления универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме».

Для основы пособия использовались:

• фанера

• потолочная плитка из полистирола 50х50 см

• линейка

• простой карандаш

• канцелярский нож (строительный)

• клей — пистолет

• напильник

Изготовление основы макета взял на себя один из родителей воспитанницы группы.

Из фанеры был вырезан квадрат в соответствии с размерами потолочной плитки (50х50 см).

Края фанеры были обработаны напильником для сглаживания острых краев и обеспечения безопасного использования пособия. Получившийся квадрат и потолочную плитку склеили между собой.

Для выполнения межкомнатных перегородок макета использовали:

• потолочную плитку из полистирола 50х50 см

• канцелярский нож (строительный)

• линейку

• простой карандаш

• отрезы обоев для стен

• клеевой пистолет

Потолочную плитку разделили напополам, сделали прорези в месте соединения частей и вырезали по бокам дверные проемы.

Подобрали обои для комнат в соответствии с выбранной для них частью суток.

Обклеили перегородки и основание обоями. Склеили перегородки с основанием.

От обычного потолочного плинтуса из полистирола срезали края нужной длины и приклеили на макет, усилив таким образом крепление стенок к основанию.

Для наполнения комнат пособия атрибутами игры были привлечены дети и их родители. Воспитателями был проведен мастер — класс «Создание игрушечной комодика из спичечных коробков».

Также воспитателями была спроектирована и выполнена вся мебель с использованием следующих материалов:

• небольшие обрезы от листов ПВХ

• клеевой пистолет

• канцелярский нож (строительный)

• отрезы ткани

• различные баночки из - под жидкого мыла, йогурта и т. д.

• тонкий двусторонний скотч

• распечатка на фотобумаге картинок для оформления мебели

Для завершения и доработки деталей интерьера универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме» дети совместно с педагогами обклеивали игрушечную мебель разноцветной самоклейкой, вырезали коврики, постельное белье, картинки для окошек, и плели занавески.

Для окон и картин были сделаны специальные кармашки из прозрачного плотного пластика, чтобы дети в зависимости от смены времени года могли менять пейзажи. Картины же меняются по настроению детей.

В качестве персонажей для игры дети выбрали семью из четырех человек с двумя питомцами.

Для кукол дети с родителями в домашней обстановке изготовили наборы одежды, а для животных из подручных средстви материалов сделали:

кошачий домик

лежанку для собаки

игрушки для животных

миски для еды и воды

Дети обводили кукол по контуру, рисовали одежду, раскрашивали и вырезали. Планируется постоянное пополнение нарядов и аксессуаров для кукол, чтобы увеличить количество вариантов игры. Например, если кукле папе нарисовать костюм пожарного, то им можно играть не только как папой пожарным, но и разыгрывать сюжеты по спасению детей из опасной ситуации (пожар в доме, опасность возгорания из-за халатного обращения с электроприборами и т. д.).

Для атрибутов питомцев использовались:

• картон

• цветной картон

• отрезы тканей

• крышки от бутылок с водой

• проволока

• клей

Основу для кошачьего домика и лежанки собаки склеили из плотного картона. Затем обклеили материалом и довершили украшением в виде маленькими игрушек для животных.

III этап. Применение в воспитательно — образовательном процессе.

После изготовления всех атрибутов пособия дети расставили мебель по комнатам и приступили к игре. Сначала играли в «Семью» с готовыми персонажами. Позже стали использовать другие модели сюжета и персонажей для игры. На этом этапе проявилось преимущество режиссерских игр над другими ролевыми играми. Используя одинаковые предметы и выбирая один и тот же сюжет для игры, дети всегда играют по — разному проявляя свою индивидуальность. Как это можно использовать при развитии сюжета режиссерской игры? Например, при обыгрывании утреннего сбора на работу, в детский сад, в школу можно отследить последовательность действий (что сначала, что потом) и зафиксировать. Таким образом можно получить режим дня в утренний отрезок времени. Проиграв каждую часть суток и зафиксировав действия героев, дети получают самостоятельно составленный режим дня.

Вариативность использования данного момента заключается в обыгрывании различных жизненных ситуаций. Результатом такого обыгрывания могут быть правила, памятки, инструкции, созданные самими детьми или совместно с педагогом, которые служат материалом для создания тематических «книжек — малышек».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдая за игрой детей на универсальном макете «Большой мир в маленьком доме», мы пришли к выводу, что режиссерские игры имеют огромный потенциал в развитии детей. Режиссерские игры и сюжетно — ролевые очень схожи между собой. Но во время режиссерской игры ребенок проецирует роли не на себя, а на предмет которым играет, что дает ребенку возможность отойти от шаблонов поведения сюжетно — ролевых игр, определенных алгоритмами поведения в той или иной ролевой ситуации. Это раскрывает индивидуальность детей, развивает речевые, творческие способности детей, социализирует, закрепляет правила поведения в обществе и в различных жизненных ситуациях.

В дальнейшем планируется создание дополнений атрибутов, так как макет можно использовать для игр «Мой дом», «Безопасность с электротехникой», «Когда один дома», «Пожарная безопасность» и т. д. Вариантов новых сюжетов для игры очень много, именно поэтому это пособие универсально.

Также, играя на макете, дети легко и ненавязчиво запоминают части суток и распорядок дня, что способствует закладыванию основ здорового образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное, испр. И доп. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утрверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.

4. Е. М. Гаспарова. Игра дошкольника; под ред. С. Л. НовоселовоЙ. М.: Просвещение, 1989

5. Е. В. Трифонова. Режиссеркие игры дошкольников. М.: Науиональный научный центр, 2016.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Насекомые и пауки
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
Автор публикации:
Режиссерская игра как средство развития ребенка
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 13:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 января. Всемирный день почерка и ручного письма

Компьютеры и электронные гаджеты распространены повсеместно, люди привыкли пользоваться разнообразными мессенджерами. Современный человек почти не использует ручки, карандаши и обычную бумагу для...

23 января. Всемирный день снега

Всемирный день снега отмечается в предпоследнее воскресенье января. Этот праздник учрежден для популяризации зимних видов спорта и активного, здорового образа жизни. Праздновать День снега надо зимними...


Горячие темочки