МААМ-картинки

Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы

галина харина
Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы

«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы»

Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гете

Публикация «Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы» размещена в разделах

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Поэтому экологическое образование и воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. В своей деятельности приоритетным направлением считаю экологическое воспитание дошкольников, поэтому тема моей работы «Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы». В процессе работы я поставила перед собой цель: развить познавательные интересы детей посредством природы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для развития познавательных интересов детей.

2. Сформировать элементарные экологические представления о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

3. Развить у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

4. Повысить компетентность родителей в вопросе развития познавательных интересов у детей посредством природы. Работу начала с анкетирования родителей. С помощью анкетирования провела оценку отношения родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье, в которую я включила вопросы на выявление представлений о познавательных интересах детей посредством природы. Выяснила, что 5 родителей из 15 находят время, для развития познавательных интересов детей посредством природы, а 10 родителей не уделяют этому внимания. (Приложение №1). Для дальнейшей своей работы провела опрос детей, чтобы определить уровень познавательного интереса детей к природе. Результат опроса показал, что дети моей группы имеют низкие показатели (Приложение №2). Начала с пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе, также обратила внимание на территорию детского сада, подобрала литературу. Опираясь на комплексно-тематическое планирование, составила перспективный план работы с детьми и родителями (Приложение №3). Я считаю принцип регионизации основным, потому что он предполагает знакомство с природным ландшафтом нашего поселка и климатическими особенностями. В рамках реализации программы по краеведению «Мой край родной» этот принцип активно осуществляется. Особое место я уделила развивающей предметно-пространственной среде в группе. Оформила уголок природы, в котором собрала макеты по экологическим зонам. Оформила несколько видов календарей: сетка с использованием условных обозначений, для наблюдений за явлениями природы и отрывной. Отрывая листок календаря каждый день, дети учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года. В любой сезон в уголке природы для моих детей найдётся дело. Особое внимание детей привлекает организованный огород на окне «На солнечной полянке». Здесь я знакомлю детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Мои дети являются хозяевами огорода в течение всего года. Они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду. Весной дети рассаду высаживают на огород, который располагается на участке детского сада. В процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Такая форма работы позволяет выявлять и развивать в ребенке новые способности, развивать гуманистические и эстетические черты личности ребенка, способность сопереживать, бережно относиться к вещам не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что это материалы, взятые из природы, и собирают урожай. Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада. Работая в цветнике я приобщаю детей к познавательной и практической деятельности. Свои впечатления дети заносят в дневники наблюдений за ростом растений. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений, замечают изменения в развитии растений : семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, я подчеркиваю, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень: петрушку, зеленый лук, укроп и т. д. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так я воспитываю навыки экологической культуры. (Приложение №4). В группе оборудовала центр науки «Лаборатория Чебурашки». Лаборатория, оборудована для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формированию у них научного мировоззрения. В лаборатории собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе : колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т. д. Разнообразные коллекции: минералов, почв, камней. Природный материал : кора деревьев, ракушки, шишки, желуди. Постепенно «лабораторию» пополняю новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Дети учатся узнавать, не только из чего сделаны предметы, но и их разновидность. В работе я использую все разновидности экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное). Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные). Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). Эксперименты провожу не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном провожу при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой. Прежде чем приступить к их проведению я вместе с детьми составляла план предстоящей деятельности. Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта). Свои результаты дети фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки. Во время исследований использую элементы театрализации. Используемые игровые приёмы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Совместно с детьми разработала и реализовала проект: «Волшебница Вода». В рамках этого проекта я уточнила и расширила представления детей о воде : ее свойствах, природных состояниях и роли в жизни человека; закрепили правила безопасного поведения в природе. Организовала выставку плакатов: «Берегите воду». Проводили разнообразные опыты с водой: «Водоворот», «Чудесные спички», «Как очистить воду». Разработала «Копилку опытов», под рубрикой «Юный исследователь». Цель состоит в том, чтобы предоставить ребёнку возможность действовать с разными предметами, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, помогая в этом своим участием. Таким образом, экспериментальная деятельность, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение (Приложение №5). В центре книги «Почитай-ка» подобрала книги, картины, журналы, которые способствуют развитию познавательного интереса к природе. Каждый месяц дети самостоятельно делают «книжки-малышки», тем самым пополняя библиотеку. Так же оформила альбомы с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий, бесед, прогулок, игры, семейных фотоальбомов на темы: «Не бросайте мусор, где попало!», «Как мы отдыхаем на природе» (Приложение №6). Оформила уголок «Наша Родина», где дети узнают информацию об охране окружающей среды, о редких животных, о связи человека и природы (Приложение №7). В группе оформила театральный уголок, в котором подобраны разные виды театров (пальчиковый, перчаточный, конусный, с помощью которых дети обыгрывают сценки, дети самостоятельно импровизируют, перевоплощаются в образы разных героев, что способствует развитию эмоций у детей. «Три поросенка», «Как звери готовились к зиме» и т. д. Через создание интересных игровых ситуаций и сюжетно – ролевых игр: «Происшествие в лесу», «Мы – спасатели» стараюсь вовлечь детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки бережного отношения к природе. Подобрала дидактические и настольно – печатные игры, а также игры, сделанные своими руками совместно с детьми (Приложение №8). Непосредственно образовательную деятельность провожу с использованием наглядного материала, индивидуального раздаточного материала. Все занятия начинаю с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь. При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною составлены презентации «Космос», «Жители леса», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица водица». В занятия по ознакомлению с окружающим миром включаю разнообразные экологические дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом», широко использую игры с природным материалом, словесные игры. В течение каждого занятия предусматриваю время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 2-4 минуты. Содержание таких физминуток подбираю, опираясь на тематику занятия и ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз, использую проговаривание чистоговорок с движениями, упражнения для язычка. В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задаю вопросы: «Что нового вы сегодня узнали?», «Чему вы сегодня научились?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен детьми материал. Большое внимание уделяю прогулкам. Содержание прогулок включаю: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность и индивидуальную работу. Также провожу циклы наблюдений эстетического характера, в которых дети учатся замечать красоту растений и окружающего мира. Разработала прогулочные карты для старшей и подготовительной группы на основе материала И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» и Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет, 6-7 лет». Данную литературу я брала за основу и обрабатывала с учетом регионального принципа и возможностями нашего детского сада, также включала в прогулочные карты художественное слово, соответствующее программе, по которой работает наше дошкольное учреждение, подвижные игры, рекомендованные руководителем физического воспитания, исследовательскую деятельность и трудовую деятельность (Приложение №9). Свою работу по развитию познавательных интересов старших дошкольников посредством природы, я осуществляю во взаимосвязи со специалистами ДОУ. Музыкальный руководитель разрабатывает сценарии, подготавливает инсценировки, экологические праздники, сопровождает экологические игры. Педагог по изобразительной деятельности закрепляет материал экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки. Учитель-логопед составляет тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности с учётом экологической направленности. Старший воспитатель ознакомил с существующими программами и методиками экологического образования (Приложение №10). Не только в моей группе созданы условия, в холле имеются стенды для детского творчества «Берегите природу», «Природа глазами детей» и др. А также проходят выставки поделок из природного и бросового материала (Приложение №11). На территории детского сада развешаны кормушки, которые круглый год привлекают пернатых и позволяют мне вести длительное наблюдение с детьми за птицами. Изо дня в день учу детей видеть прекрасное в природе и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для оформления холла. (Приложение 12). Работая с детьми, воспитываю в каждом ребенке любовь кприроде и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Очень важным является вовлечение родителей в процесс воспитания. Я стараюсь, чтобы они были не просто слушателями и созерцателями, а активно участвовали в развитии познавательных интересов детей. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении центра науки необходимыми материалами, в выставках из природного и бросового материала и в экологических акциях «Чистая березовая роща», «Берегите свет». В ходе бесед, консультаций, родительских собраний, открытых мероприятий привлекла внимание родителей к изучаемой теме. После проделанной работы у родителей повысился интерес к вопросам развития познавательных интересов детей посредством природы. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Эффективное средство работы с родителями, это размещение информации в уголке «Это интересно» консультации, брошюрки, папки - передвижки. С помощью родителей выпускается экологический журнал «В гостях у Красной шапочки», где дети принимают непосредственное участие. Каждый номер посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни». (Приложение №13). Кроме образовательной деятельности я участвую в реализации различных проектов: совместно с детьми и родителями были реализованы проекты по теме: «Огород на окне», «Большое космическое путешествие», «Подводный мир», «Царица водица». Участвовала в смотре-конкурсе уголков экспериментирования. Для коллег представила ряд открытых мероприятий по теме: «Роль экологического воспитания дошкольников». На педсовете ДОУ выступила с презентацией по теме: «Роль экологического воспитания дошкольников». Принимала участия в семинарах и прошла повышение квалификации (Приложение №14). В результате проведенной работы мной получены следующие результаты:

1. В группе пополнилась предметно-пространственная среда для развития познавательных интересов детей.

2. У большинства детей сформировались элементарные экологические представления о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

3. Дети научились самостоятельно пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

4. Родители стали более компетентны в вопросе развития познавательных интересов у детей посредством природы.

Оценка исходного уровня достижений и изменений, произошедших, в результате работы по развитию познавательных интересов дошкольников производилось при помощи опроса детей в ходе занятий, в ходе совместной и самостоятельной деятельности. Данные моих наблюдений согласовывались с экспертной оценкой старшего воспитателя. Результаты уровня познаний детей за период 2014- 2015 гг. (Приложение №2).

Планы на перспективу:

• Продолжать работу в данном направлении, для достижения более высоких результатов;

• Активно использовать проектную деятельность в данном направлении;

• Принимать активное участие в экологических конкурсах.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы
Опубликовано: 29 марта 2020 в 12:12
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД