Папки-передвижки

Рисуя, развиваем фонематический слух и речь у детей с общим недоразвитием речи.

Арсентьева Наталия Викентьевна
Рисуя, развиваем фонематический слух и речь у детей с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы

В группу с общим недоразвитием речи (ОНР) часто поступают дети с вторичной задержкой психического развития. У таких детей отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации.

Публикация «Рисуя, развиваем фонематический слух и речь у детей с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах

Используя различные виды деятельности, я пришла к выводу, что рисование играет важную роль как в психическом развитии, так и в развитии речи ребенка.

К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная воображением самого ребенка. Поэтому, начиная со старшей группы, на всех видах логопедических занятий, я стараюсь оставлять время для рисования. Для этого мы заводим специальные тетради. Дети рисуют карандашами или фломастерами – это позволяет сэкономить время.

Первые рисунки дети делают на занятиях по звукопроизношению и развитию фонематического слуха. И, как правило, обнаруживается, что изобразительные навыки детей слабые. Они предпочитают копировать рисунки с доски, выбирая те, которые легче выполнить. Чтобы помочь детям передать в рисунке тот или иной предмет, я стараюсь объяснить им, как его лучше и проще изобразить. Рисую цветными мелками этот предмет на доске, обращаю внимание на форму каждой его детали, каждой части, сравниваю с другими, знакомыми предметами.

Так, рисуя кошку, использую геометрические фигуры, круг и овал, пририсовывая к ним части: ушки, носик, глазки, усы, хвост и т. д. И, казалось бы, сложный рисунок становится доступным.

На занятиях учу детей не только подбирать слова с определенным звуком, но и находить предметы, в назначении которых есть этот звук, а на линейке под картинкой обозначать место звука сначала кругом, затем буквой.

Поощряю тех детей, которые сразу обозначают звук буквой. При подборе слов с изучаемым звуком рисую соответствующие предметы на доске., например со звуком А – арбуз, аист, со звуком У – утюг, утка.

От занятия к занятию изобразительные навыки детей совершенствуются. Это говорит о том, что у детей развиваются пальчики, они уверенно держат карандаш., проводят правильные линии, и соответственно развивается творчество.

В процессе работы использую различные приемы для знакомства дошкольников со звуком речи. Иногда связываю звуки с определенным образом. Например, дети интонационно выделяют звук О в стихотворении З. Александровой:

Оля, Оля, Олюшка

Встанет раньше солнышка,

Встанет раньше солнышка,

Говорит, как скворушка,

Как воробушек поскачет,

Упадет и не заплачет.

Затем ребята рисуют девочку и «подписывают» рисунок буквой О.

Чтобы закрепить знание этой буквы, обращаюсь к стихотворению А. Шибаева

О – как обруч,

Захочу,

По дороге,

Покачу!

Чтобы дети лучше запомнили букву Ж, предлагаю послушать стихи:

Много ножек у жука,

У буквы Ж их много тоже,

Буква Ж жужжит всегда,

На жука она похожа.

И рисуем жука, подписывая его соответственно буквой Ж.

Любой вид работы со звуками: знакомство, автоматизация произношения, дифференциация в словах – может находить свое отражение в детских рисунках.

Дошкольники трудно усваивают йотированные звуки. И тут может помочь рисунок. Ребята изображают юлу или юбку. Делают схему звукового анализа этих слов, затем заменяют кружочки буквами. Рисунок и схема помогают понять, что в слове «юла» четыре звука, но три буквы., а в слове «юбка» пять звуков, но четыре буквы.

Подбирая слова для закрепления звука, дети рисуют 2-4 предмета. Так, во время работы над звуком Д рисую дом с одновременным комментированием: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, крыша, окно. Получился домик». Затем рисуем трубу и выходящий из него дым. Перед домом рисуем дорогу. На одном рисунке у нас несколько картинок со звуком Д. Таким образом, рисунок создается в определенной последовательности на глазах у ребенка. Это особенно важно для развития речи детей.

При дифференциации звуков в словах ребята рисуют два предмета, в названии которых имеются оппозиционные звуки.

При изучении ударения предлагаю нарисовать замок и замок. Затем дети делают звуковой анализ этих слов и «подписывают» рисунки. Даю задание найти различия

в словах. Рисунок помогает уяснить смысловое различие слов и связать это с ударением.

Большую помощь оказывает рисунок и на занятиях по развитию связной речи. При инсценировке сказки персонажи этих героев появляются на рисунках. Такая наглядность помогает связно пересказывать текст, где последовательность рисунка служит планом рассказывания.

Для ведения систематических планомерных занятий родителей со своим ребенком заводится тетрадь для домашних логопедических занятий. Эта тетрадь является индивидуальной азбукой для обучения ребенка правильной речи. В ней отражается последовательность прохождения тем. Я предлагаю родителям в конце каждой лексической темы, желательно вместе с детьми, нарисовать соответствующие предметы.

Например, к теме «Домашние животные» нарисовать животных и их детенышей. К теме «Игрушки» машину, самолет и т. д. В первое время ребенок сам не сможет выполнять такую сложную работу. Но он сумеет нарисовать небольшие детали, или же раскрасить рисунок. Так постепенно ребенок учится рисовать предметы, выделяя его основные части.

Конечно, некоторые родители могут возразить: «Я ведь не художник». Но для этого не обязательно быть им. Просто чаще нужно рассматривать детские книжки, книжки – раскраски, где довольно часто предлагают приемы рисования птиц, зверей, рыб и т. д.

Родителям, не умеющим рисовать, предлагаю вместе с ребенком перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности.

Для рисования лучше пользоваться разноцветными фломастерами и цветными карандашами. Яркие цвета вызывают у детей интерес к познавательной деятельности. Они с удовольствием расскажут вам о том, что они старательно рисовали.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы.

Происходит обогащение словарного запаса, развивается фонематический слух, легче усваиваются звуки и буквы родного языка.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно- двигательная координация, развивается функция руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Рисуя и узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, снимается психологическое напряжение, усиливается работа воображения.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рисуя, развиваем фонематический слух и речь у детей с общим недоразвитием речи.
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 09:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рисуя, развиваем фонематический слух и речь у детей с общим недоразвитием речи.» (включая файлы) размещена пользователем Арсентьева Наталия Викентьевна (УИ 257420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД