Зубанова Елена Валерьевна
Обучение дошкольников риторике
▼ Скачать + Заказать документы
Риторика для дошкольников :
Обучать детей риторике в детском саду мне помогает система игровых упражнений и заданий, которая состоит из шести блоков:
1) развиваем умение сотрудничать;
2) развиваем умение активно слушать;
3) развиваем умение высказываться;
4) развиваем умение правильно перерабатывать информацию;
5) развиваем умение выбирать этикетные формулы общения;
6) развиваем умение различать нравственные нормы и соотносить их с реальными жизненными ситуациями.
БЛОК1. Развиваем умение сотрудничать
Игровое упражнение «Травинка»
Публикация «Обучение дошкольников риторике» размещена в разделах
Цель: научить выражать собственные эмоции невербальными способами.
Содержание: с помощью считалки выбирается «наблюдатель», остальные дети - «травинки». «Наблюдатель» смотрит, как травинки выполняют задания воспитателя, и выбирает лучшую «травинку», т. е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания. «Наблюдатель» не только выбирает лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем».
Задания к упражнению:
1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.
2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
3. Глазами нарисуйте «солнышко», которое греет травинку.
4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, затем вперёд – назад.
5. Покажите движениями: ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки.
6. Покажите, как ветер стихает и травинки замирают.
7. Затем снова покажите, что ветер усиливается, и травинки вновь раскачиваются.
8. А теперь ветер затихает, и «травинки» тянутся, опустив руки.
Игровое упражнение «Обыграй превращение»
Цель: научить детей контролировать движения (действия) и работать по инструкции.
Содержание: ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, кубики и т. д., называя их условными именами. Дети действуют с предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают».
Игровое упражнение «Экскурсия в магазин»
Цель: научить детей действовать по инструкции, контролировать свои действия.
Содержание: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на экскурсии в большом магазине. Педагог называет отдел, например, «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, и называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и т. д.
БЛОК 2. Развиваем умение активно слушать
Этюд «Король Боровик»
Педагог напоминает детям, что гнев выражается сдвинутыми бровями, сжатыми кулаками и активной жестикуляцией. Читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту:
Шёл король Боровик, через лес напрямик (идут на месте).
Он грозил кулаком и стучал кулаком (грозят кулаком).
Был король Боровик не в духе: (стучат кулаком по столу)
Короля покусали мухи (отмахиваются от «мух»).
Игровое упражнение «Фантазии о…»
Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей.
Содержание: педагог предлагает детям «превратиться» во что – либо или в кого – либо, рассказать, что вещь чувствует, где и как она живёт, что её окружает, что она чувствует.
Варианты: «я – утюг», «я – чашка» и т. д.
Игра «Автобиография».
Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей.
Содержание: педагог представляет себя предметом или явлением и от его имени ведёт рассказ, например: «Могу быть толстым или худым, красивым или не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, ослик Иа мне всё равно обрадовался. Дети внимательно слушают и с помощью наводящих вопросов выясняют, о чём идёт речь.
Игра «Подбор предметов к действию»
Цель: развивать умение активно слушать, умение устанавливать логические связи.
Содержание: детям предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «Кто и что плавает?» - «человек, доска, собака, корабль».
Игра «Эхо»
Цель: развиваем активное слушание.
Содержание: педагог читает стихотворение, дети повторяют последнее слово каждой строчки.
Игра «Чересчур»
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них.
Содержание: дети должны ответить на вопросы педагога:
- если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот);
- одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (можно отравиться);
- хорошо, когда много снега. А если снег засыпит дома?
- и т. д.
Игровое упражнение «Узнавание»
Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл.
Содержание: дети должны узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или слов – действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связанны с чувственным и практическим опытом ребёнка. Например, зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная (берёза); сверкает, землю согревает, тьму разгоняет (солнце) и т. д.
Игровое упражнение «Добавление придаточных предложений»
Цель: учить развивать мысли собеседника
Содержание: в качестве материала берутся знакомые детям жизненные ситуации. Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают. Например: «Сегодня надо затопить печь, потому что…»; «Коля не пошёл сегодня в детский сад, потому что…»; «Мы завтра пойдём в лес, если…» и т. д.
Игровое упражнение «Концовки»
Цель: Развивать воображение, мышление, речь.
Содержание: дети должны закончить предложение, начатое педагогом. Например:
- если стол выше стула, значит, стул (ниже стола);
- если диван шире кресла, значит, кресло…
- если холодильник выше плиты, значит…и т. д.
БЛОК 3. Развиваем умение высказываться
Развиваем умение правильно перерабатывать информацию
Игровое упражнение «Интервью»
Цель: прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь.
Игровое упражнение «Фантастические гипотезы»
Цель: развиваем синтез, анализ, прогнозирование.
Игровое упражнение «Так бывает или нет?»
Цель: развивать речевое творчество.
Содержание: каждому ребёнку выдаются большая картинка с изображением леса (луга, огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки.
Игровое упражнение «Войско овощей и фруктов»
Содержание: однажды Сеньор Помидор решил собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему Горох, Капуста, Огурец, Персик, Лимон, Апельсин, Персик и т. д. Помидор принимает в своё войско только тех, кто расскажет о себе ярко, занимательно, артистично и убедительно, и объяснить, каково его значение для человека.
БЛОК 4. Развиваем умение правильно перерабатывать информацию
Игровое упражнение «Интервью»
Цель: прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь.
Содержание: одному из детей предлагается стать настоящим журналистом и сделать настоящее интервью. Остальные участники игры берут на себя различные социальные роли (врач, учитель, продавец). Список вопросов можно подготовить со взрослым. В интервью используется очень важный приё м: ребёнок в роли журналиста должен правильно задать вопрос, что бы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придётся задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюированным.
Игровое упражнение «Фантастические гипотезы»
Цель: развиваем синтез, анализ, прогнозирование.
Содержание: педагог предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником» (каким, зачем, что я бы делал, «Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать, «Если весна не наступит совсем» (что произойдёт с растениями, животными, людьми).
Игровое упражнение «Добавление»
Цель: упражнять в лексическом отборе.
Содержание: педагог произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала …»; «Кошка поймала в саду…»; «Шерсть у кошки…» и т. д.
Игровое упражнение «Так бывает или нет?»
Цель: развивать речевое творчество.
Содержание: детям предлагаются простейшие ситуации, и дети отвечают, так бывает или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: «волк бродит по лесу» - «волк на дереве сидит»; «в кастрюле варится суп» - «чашка жарится на сковороде»; «лодка по небу плывёт – «кораблик плывёт по волнам»; «Девочка рисует домик – «домик рисует мальчи
БЛОК 5. Развиваем умение выбирать правильные этикетные формулы общения
Выражение просьбы
Ситуация: Ты пошёл на улицу гулять, и захотел взять мяч, но он лежит высоко на полке.
Вопросы к ребё нку: попросишь ли ты достать с полки мяч?
С какой фразы ты начнёшь разговор? Чем ты закончишь этот разговор?
Выражение отказа
Ситуация: Ваня предлагает тебе вместе раскрасить рисунок, а ты занят и не хочешь отвлекаться.
Вопросы к ребё нку: станешь ли ты объяснять причину отказа?
С какой фразы ты начнёшь разговор? Чем ты закончишь этот разговор?
Выражение благодарности
Ситуация: Твой друг помог тебе прибрать игрушки.
Вопросы к ребё нку: поблагодаришь ли ты своего друга?
С какой фразы ты начнёшь благодарить? Чем ты закончишь этот разговор?
Выражение извинения
Ситуация: Ты нечаянно сломал игрушку друга.
Вопросы к ребё нку: попросишь ли ты прощения за то, что сломал игрушку?
С какой фразы ты начнёшь разговор? Чем ты закончишь этот разговор?
БЛОК 6. Развиваем умение различать нравственные нормы и соотносить их с реальными жизненными ситуациями.
Сказка, как одно из самых эффективных средств, с помощью ярких образов может легко и без назидания донести знания о морально-нравственных ценностях до детей. У ребенка старшего дошкольного возраста хорошо развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. При восприятии сказки ребенку свойственно сравнивать себя со сказочным героем, что отождествляет его со всеми проблемами и переживаниями в самой сказке.
«Волшебный компас сказок: путеводитель доброй жизни для юных героев». Зубанова Е. В.
Мой авторский сборник. Содержит 12 сказок, в которых показаны нравственные ценности и ориентиры.
Благодаря работе со сказками из сборника дети могут глубже прочувствовать значение таких слов как честность, щедрость, вежливость, бережливость, терпение, заботливость, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, смелость, уважение.
мы читаем сказки ;
беседуем о поступках героев;
проигрываем ситуации из сказки;
рисуем сюжеты из сказок;
изготавливаем книжки- малышки по сюжетам сказок;
обсуждаем похожие примеры из реальной жизни.
Содержание:
Сказка про уважение к старшим.
Сказка про вежливость.
Сказка про честность.
Сказка про ответственность.
Сказка про отзывчивость.
Сказка про щедрость.
Сказка про бережливость.
Сказка о терпении.
Сказка о трудолюбии.
Сказка о прощении.
Сказка о смелости.
Сказка о заботе.
Сказка про уважение к старшим.
В одной далекой стране жили-были король и королева. У них было двое детей - принц и принцесса. Принц был умным и добрым, а принцесса была красивой и доброй. Но они не слушались своих родителей, и часто делали всё без спроса.
Однажды принц и принцесса отправились на прогулку в лес, а родителям об этом не сказали. Там они заблудились, и не могли найти дорогу домой. Страшно подумать, что бы с ними было, если они не встретили старую женщину, которая жила в маленькой хижине в лесу. Она позвала детей к себе в гости, угостила их вкусным чаем из лесных трав и вкусным земляничным вареньем. Старушка была очень мудрой, и знала много историй.
Она рассказала принцу и принцессе историю о том, как важно уважать своих родителей. Она поведала им о том, что когда-то давно в этой стране жил принц, который не уважал своих родителей, и за это был наказан тем, что у него так и не было жены и детей, и он не стал королём, так прекратилась их династия.
Принц и принцесса были очень растроганы этой историей и решили, что они будут всегда уважать своих родителей. Они поблагодарили старую женщину за её рассказ и отправились домой.
Когда они вернулись домой, то рассказали своим родителям о том, что узнали от старой женщины и пообещали слушаться их и уважать. Король и королева были очень счастливы.
Так продолжалось на протяжении многих лет, пока принц и принцесса не стали королём и королевой. Они своим детям,внукам и правнукам рассказывали историю о том, что случилось с ними в лесу. И по сей день все счастливы в этой большой семье, потому что в ней ей главное- уважение к старшим.
Сказка про вежливость.
В одном сказочном лесу жил маленький зайчонок по имени Ушастик. Он был очень любопытным и всегда хотел узнать что-то новое. Однажды он услышал от своих друзей, что есть такие волшебные слова, которые могут помочь в любой ситуации. Ушастик решил во что бы то ни стало узнать, что это за слова.
Он отправился в путешествие по лесу, спрашивая всех встречных животных о волшебных словах. Но никто не знал о них. Ушастик уже начал отчаиваться, как вдруг встретил старого мудрого филина и расспросил его об этом. Он сказал зайчонку, что эти волшебные слова - «спасибо» и “пожалуйста”.
Ушастик поблагодарил филина и побежал обратно. Он решил проверить волшебные слова и начал говорить их всем своим друзьям и знакомым. И что удивительно, все стали относиться к нему с большей добротой и уважением.
С тех пор Ушастик стал самым вежливым зайцем в лесу. Он всегда говорил “спасибо” и “пожалуйста”, помогал своим друзьям и делал добрые дела. И все лесные жители стали замечать, что благодаря вежливости Ушастика, их жизнь стала намного лучше и счастливее.
Сказка про честность.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь, и было у него три сына. Решил он проверить своих сыновей на честность. Призвал он их к себе и говорит:
««Сыны мои дорогие, вот вам три яблока: золотое, серебряное и медное. Скажите, какое из них правда, какое ложь, какое полуправда»».
Старший сын взял золотое яблоко и говорит:
-Это правда.
Средний сын взял серебряное яблоко и говорит:
- Это полуправда.
А младший сын взял медное яблоко и задумался. Понял он, что если скажет, что это ложь, то это будет неправда, а если скажет, что это правда, то это тоже будет неправда. И тогда он сказал:
-Я не могу определить, какое это яблоко.
Обрадовался царь, что его сын честно признался в том, чего не знает, и щедро его вознаградил за честность.
А другие сыновья поняли свои ошибки и просили прощения у батюшки царя за то, что поступили нечестно.
И с тех пор в этом государстве стали все честные.
Сказка про ответственность.
Жила-была девочка Маша. Она была не очень ответственной, и неохотно выполняла свои обязанности. Мама просила её убрать свою комнату, но ей интереснее было играть с игрушками. Мама просила её вынести мусор, она делала вид, что не слышит. Так бы и вела себя Маша безответственно, если бы ей не приснился сон. Снилось Маше, что она как обычно играла у себя в комнате, вещи были везде раскиданы, дверь в комнату была открыта, и из коридора в неё проникал неприятный запах от не вынесенного мусора, который мама просила вынести ещё вчера.
-Апчхи! Какой неприятный запах.
Маша напугалась, кто мог говорить в её комнате? Она повернулась и увидела, что её любимая кукла ожила, и зажимала свой красивый носик тоненькими фарфоровыми пальчиками. Маша хотела её взять, но не могла пошевелиться, и поняла, что кукла её не видит. Все остальные игрушки стали оживать и между ними завязался разговор:
-Маша взрослая девочка, уже в школу пойдёт скоро, а такая безответственная- сказал ёжик.
-И маму свою не уважает, не слушает, за нами не ухаживает, что с нами будет? Мы пропадём с ней, нужно срочно уходить к Маринке из соседнего подъезда, она добрая и порядок у неё везде, и маму слушает, всегда её просьбы выполняет, вот она-то ответственная! - наперебой закричали игрушки.
Маша испугалась, что игрушки уйдут и закричала им:
-Игрушечки, миленькие, не уходите, я исправлюсь, я буду ответственной….
И вдруг Маша открыла глаза и поняла, что ей это приснилось. Она облегчённо вздохнула и начала наводить в комнате порядок, она целовала и гладила свои игрушки и шептала им:
-Миленькие, я вас люблю, не уходите к Маринке. Я тоже ответственная, вот увидите, и маму буду слушать.
И Маша очень быстро навела порядок в комнате, вынесла мусор, купила вкусные булочки к завтраку, заварила ароматный чай, запах его и разбудил маму. Она была приятно удивлена и глазам своим не верила, видев чудесное превращение её дочери.
Маша сказала:
-Мама, не удивляйся, я всегда теперь буду ответственной, не буду тебя больше огорчать.
Мама улыбнулась:
-Да, ты совсем взрослая у меня стала, на тебя можно надеяться, знаю, что никого не подведёшь.
Сказка про отзывчивость.
Однажды в лесу родился маленький зайчонок. Он был очень любопытным, и всегда хотел узнать что-то новое.
Он слышал, как его мама говорила о том, что в лесу есть место, где живут все звери, которые нуждаются в помощи. Зайчонок решил найти это место и помочь всем, кто там живет.
Он отправился в путь и долго шел по лесу, пока не увидел большой дуб. На дубе висела табличка с надписью: “ «Здесь нуждаются в помощи»»»”.
А на поляне стояли маленькие домики. В домиках жили звери, которым нужна была помощь.
Зайчонок решил помочь каждому из них.
Он помогал больным зверям, кормил голодных, убирал мусор, и делал все, чтобы звери чувствовали себя лучше.
Вскоре о зайчонке узнали все звери в лесу.
Они стали приходить к нему и просить помощи.
Зайчонку было очень приятно, что он может помочь многим.
Прошло время, и зайчонок стал взрослым.
Он продолжал помогать зверям и стал настоящим героем леса.
Но он не зазнавался, и всегда скромно говорил:
-Да это не я, а моё любопытство.
…» Но все понимали, что одного любопытства было мало, чтобы совершать такие хорошие поступки, нужно было ещё иметь доброе сердце и желание прийти на помощь.
Сказка про щедрость.
Жили-были в одном лесу два зайца - Ушастик и Коська.
Как-то раз Коська нашел на поляне большую морковку. Он съел её ,и не поделился с другом. На следующий день Ушастик тоже нашёл морковку на поляне, но решил поделиться ей с другом.
После того, как они съели морковку, Ушастик сказал: «“Коська, мы с тобой друзья, и я хочу, чтобы ты знал, что я всегда готов поделиться с тобой всем, что у меня есть»»».
” Коська был удивлен такой щедростью Ушастика, и ему стало стыдно за то, что он не поделился морковкой с другом.
И он сказал: «“Ушастик, я хочу тебе кое-что сказать,у меня тоже была морковка, но я её съел сам и не поделился с тобой, я хочу исправить эту ошибку. Пойдём ко мне в нору, я угощу тебя вкусной капустой. Я понял, что быть щедрым - это намного приятнее»».” Ушастик улыбнулся в ответ и сказал: «Я рад, что ты понял это, Коська».
Сказка про бережливость
Жили в лесу две белочки. Пришла осень, и они стали готовить запасы на зиму. Они собрали много грибов и орешков. Одна белочка пришла к себе домой, помыла, разобрала грибы, и аккуратно их развесила на верёвки сушиться, проверила орешки: все ли они хорошие,и аккуратно разложила их на полке.
Другая белочка пришла домой, поставила корзинки на лавочку, да и забыла про них. Заигралась, зарезвилась, не заметила, как время пролетело. Полетел снег большими хлопьями, и белочке захотелось кушать. Вот тогда она и вспомнила про грибы и орешки. Заглянула в корзинки, а там… ,конечно все запасы испортились. Села она и заплакала. Но вдруг кто-то постучал в дверь. Оказалось, что это белочка другая пришла позвать её на свой день рождения. Белочка приготовила много угощений, они пили вкусный чай с мёдом, щёлкали орешки, очень хорошо провели время. Но потом, когда белочка собралась уже домой, загрустила.
-Тебе грустно, тебе не понравились мои угощения?
-Что ты, белочка, всё было очень вкусно, и мы замечательно провели время, но мне не хочется идти домой. И белочка рассказала ей о том, что случилось с её запасами на зиму.
- Не переживай, у меня очень много запасов, и я могу с тобой поделиться, нам на двоих хватит до следующей осени.
Белочка вернулась домой с полными корзинами запасов. Она была очень благодарна подруге, и решила, что будет тоже бережливой.
Сказка о терпении.
Давным-давно на свете жил мальчик по имени Ваня. Он был очень нетерпеливым, и всегда хотел получить всё и сразу. Однажды его мама рассказала ему историю о волшебной яблоне, которая росла в глубине леса. Эта яблоня могла исполнить любое желание, но только если человек был терпелив и мог дождаться, пока яблоко само упадет ему в руки.
Ваня решил отправиться в лес и найти волшебную яблоню. Он шёл долго и упорно, и наконец увидел перед собой огромное дерево с красивыми красными яблоками. Ваня был очень рад и начал прыгать вокруг дерева, пытаясь достать яблоки. Но все они были слишком высоко, и Ваня не мог до них добраться.
Тогда он решил подождать, пока яблоки сами упадут ему в руки, как говорила мама. Но ждать было очень трудно, и через некоторое время Ваня начал терять терпение. Он стал прыгать и кричать на яблоки, чтобы они упали быстрее. Но ничего не происходило, и яблоки продолжали висеть на дереве.
И когда Ваня уже совсем отчаялся и усталый сел под дерево, яблоко упало на землю. Ваня схватил его и побежал домой, чтобы загадать желание. Но когда он пришел домой, не мог вспомнить, какое желание хотел загадать. Но вдруг мама принесла ему новую красивую машину с пультом управления.
И он понял тогда одну важную вещь, что терпение-то и помогает достичь желаемых результатов.
Сказка о трудолюбии.
Жил-был муравей по имени Мирко.
Он был трудолюбивым, и всегда был готов помочь своим друзьям. Однажды Мирко встретил жука по имени Жужу.
Жужу был очень ленивым, и не хотел работать.
Мирко решил помочь Жужу и научить его работать. Он сказал Жужу, что если тот будет работать, то сможет стать таким же трудолюбивым, как Мирко.
Но Жужу не хотел работать и продолжал лениться.
Тогда Мирко придумал план. Он предложил Жужу соревнование. Если Жужу сможет работать быстрее и лучше Мирко, то Мирко не будет учить его работать. Если же Мирко победит, то Жужу должен будет научиться работать.
Жужу согласился на соревнование, и они начали работать.
Мирко работал всегда быстро и умело, но в этот раз решил поддаться Жужу, и стал работать медленнее, и специально делал ошибки.
А Жужу так старался выиграть в этом соревновании, что стал работать быстро и хорошо выполнял свою работу. И когда всё было сделано, с довольным видом победителя сказал, что выиграл соревнование.
-Теперь ты не будешь учить меня работать! - сказал Жужу.
-Всё верно, ведь ты и сам научился хорошо трудиться -сказал Мирко.
А Жужу понял, что ему понравилось трудиться, и он начал работать вместе с Мирко и другими муравьями, и вскоре стал таким же трудолюбивым, как и они.
А Мирко и Жужу стали лучшими друзьями и помогали друг другу во всем.
Сказка о прощении.
Жили-были две девочки Саша и Даша. Они жили в одном дворе, и в садик в одну группу ходили. Дружили очень крепко. Но однажды Даша нечаянно сломала у Саши игрушку. Саша рассердилась и сказала:
-«Я тебя никогда не прощу!»
С тех пор дружба их расстроилась, они перестали общаться и играть вместе, и грустили друг без друга. И неизвестно сколько бы это продолжалось, если Саше не приснился сон.
Снилась ей её сломанная кукла. Она сидела и тихонечко плакала, жалуясь другим игрушкам:» ««Как же так, это я во всём виновата, из-за меня поссорились девочки. Я пойду в магазин игрушек, найду там свою сестру-близнеца и уговорю её прийти сюда, и она будет жить здесь вместо меня, и тогда девочки помирятся.
Игрушки в один голос закричали: ««А как же ты?»»»
- А я уйду на помойку, ведь я сломана и никому не нужна».
И вдруг Маша проснулась, подбежала к полке, взяла в руки любимую сломанную куклу и крепко прижала её к себе:
-«Ты мне очень нужна, не уходи, совсем не важно, что ты сломана. Я обязательно помирюсь с Дашей, и не буду на неё обижаться».
С тех пор девочки помирились и поняли насколько важно уметь прощать друг друга, сколько можно этим избежать неприятностей.
Сказка о смелости.
Жил-был в лесу заяц. Он был маленький, пушистый и очень боязливый. Заяц всего боялся: и волка, и лисы, и даже громкого шума.
Однажды, когда заяц гулял по лесу, он услышал громкий шум. Это был звук пролетевшего самолета. Заяц испугался и спрятался под кустом.
Сидя в кустах он услышал еще один звук. Это был уже не самолет, а маленькая птичка, которая села на ветку рядом с зайцем. Заяц посмотрел на неё и увидел, что она тоже боится.
“Почему ты боишься?” - спросил заяц.
“Я боюсь, потому что я маленькая и беззащитная,” - ответила птичка.
Заяц задумался. Он понял, что не только он один боится, но и другие маленькие животные тоже, и когда всё затихло вышел из своего укрытия.
На следующий день заяц услышал писк знакомой маленькой птички и решил посмотреть, что с ней происходит. И когда он увидел, что на неё напала лиса, подбежал и стал махать, своими длинными лапами, чтоб лиса не могла схватить птичку. У плутовки закружилась голова от такого мелькания, и она отпустила птичку. И та полетела, а заяц побежал.
И они встретились снова под кустом, птичка благодарила его и сказала, что он очень смелый. А заяц сказал:
-«Да я не смелый, я боялся, что тебя лиса съест».
«-Ну как же? Если бы ты тогда испугался и не стал меня защищать, тогда бы я погибла».
-«Да, но если всего бояться, можно потерять возможность кому-то помочь, сделать что-то важное в жизни».
И с тех пор заяц не боялся ни громкого шума самолета, ни волка, ни лису.
И все животные в лесу смотрели на него с уважением и восхищением.
Сказка о заботе.
Жили-были в лесу заяц и белка. Заяц был очень пугливым и всего боялся, а белка была веселой и бесстрашной.
Однажды они решили отправиться в путешествие по лесу. Заяц очень переживал и боялся, но белка его успокаивала и говорила, что ничего страшного не случится.
Они шли по лесу и вдруг увидели, что на земле лежит раненый птенец. Заяц хотел пройти мимо, но белка сказала, что нужно помочь птенцу. Она перевязала ему крылышко и дала ему воды. Заяц смотрел на нее с удивлением и думал, откуда у неё столько доброты и заботы.
Потом они пошли дальше и увидели, что в кустах сидит маленький ежик. Заяц опять хотел пройти мимо, но белка решила помочь и ежику. Она накормила его грибами и ягодами, и ежик поблагодарил её за помощь.
Так они шли по лесу, и белочка помогала всем, кто нуждался в помощи. Но потом вдруг она сама попала в капкан.
Заяц очень напугался, но не убежал, стал пытаться помочь белочке освободиться. Он осторожно достал белочку из капкана, перевязал её ранку на лапке, и помог ей добраться до дома.
Белочка сказала:
-«Спасибо, друг, ты такой заботливый. Если бы не ты, я бы погибла.
Вот так и заяц стал заботливым, а белка радовалась, что у неё есть такой друг, с которым вместе они могут заботиться о других. 1. Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
2. Метод М. Монтессори в России
3. Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
4. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О. С. Ушаковой. Самара, 2008
5. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
6. Виды работ по развитию речи. - М. : Министерство просвещения, 2003
7. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М. : АСТ. Астрель, 2002
8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Я. : Академия развития. Академия К. ,1998
9. Львов М. Р. Риторика : Учеб. пособие. - М. : Академия. 1995
10. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? - Т. : Пеленг, 2003
11. Методика развития речи. - М. : Просвещение. 2000
12. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. -3-е изд. -М. : Вита Пресс, 2007