Приложение МААМ

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр

Татьяна Кычкина
Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр.

Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории.

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушка» №104 г. Якутск, Республики Саха (Якутия).

Публикация «Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр» размещена в разделах

Всем известно, что программа начальных классов сложна и объемна. Начальному обучению в 1 классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Так, как программа дошкольного образования не предусматривает обучение чтению, мы открыли кружок чтения. В нашем кружке занимаются дети и среднего и старшего дошкольного возраста.

Огромное значение имеет в этот период не отбить желание детей к чтению, к учению.

Одно из эффективных средств развития интереса к чтению, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях – дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был продуктивным.

Дидактические игры – сложные, многогранные явления. Они могут выступать в качестве метода обучения, так как выполняют обучающие, развивающие, воспитывающие, мотивационные функции.

Распределив возможные игры по данным этапам я использую их на занятиях.

В этой статье я хочу поделиться с ними.

На первом этапе важную роль играет развитие фонематического слуха детей. Детям очень нравится играть в игры, например, «Назови первый звук», «Эхо», «Горлышко болит»,«Угадай, какой звук играет с тобой в прятки» и т. д.

«Назови первый звук».

Дети встают в круг. Каждому бросаю мая и говорю слово. Дети должны назвать поймать мяч и назвать первый звук.

«Горлышко болит».

Детям предлагаю произнести одно слово так: 1. Произнести первый звук только губами, без звука, а остальные звуки – вслух.

2. Произнести губами без звука все слово, только последний звук вслух.

«Угадай, какой звук играет с тобой в прятки»

Цель: научить определять на слух, какой звук слышится в тексте.

Ход игры. В данной игре детям предлагается более трудное задание – определить самостоятельно, какой звук много раз повторяется в тексте стихотворения. Вначале текста произносится с утрированным протяжным выговариванием нужных звуков. Ведущий читает текст и спрашивает: «Какой звук вы слышали чаще других?». Дети должны назвать звук и привести примеры слов, которые звучали в игре. Выиграет тот, кто больше назовет правильных слов. А также использую игры на установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”, на определение места звука (“Где спрятался звук?”, на выделение заданного звука из слова «Четвертый лишний».

Также важно применять игры и на запоминание букв. Такие игры

Как «Буква в окошечке», «Найди буквы» детям очень нравится.

Буква в окошке.

На втором этапе использую такие игры как: Игра «Докончи слово».

Для этой игры потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание.

Детям очень нравится словесные ребусы, «Геоборды» и т. д.

На этом этапе обучения играем в "Волшебника". Задания могут быть разными: измени слово путём перестановки кубиков (весна — навес); переверни кубик, чтобы слово изменило смысл (кот — коты); замени один кубик, чтобы получилось новое слово (каша — Саша — сад); добавь новый кубик (лапа — лампа). Слоги в слове звучат по разному. Один слог сильнее, остальные слабее. Под мотив песни прохлопываем песню и составляем схему слова. Обозначая ударный слог большим крестиком. На данном этапе мы знакомим детей с понятием «Ударение». Через игры «Вышиваем узор», «Где ударение» дети легко воспринимают тему

Третий этап предполагает детей читающих по слогам. Главная опора при обучению пересказу – на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые могут быть непонятны после первого прочтения. Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа.

Использую игры: «Разведчики», «Эхо», «В образе», «Найди слово» и. т. д.

Эхо в горах

Читаю текст. Дети читают вместе со мной, только чуть поотстав. Повторяют как эхо, следят за мной. При этом дети учатся реагировать на знаки препинания, глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений.

В образе.

Детям читаю маленький абзац и предлагаю «рассказать» эту историю от имени какого-нибудь героя, то есть прочитать текст не своим голосом.

«Разведчики».

Прочитав с детьми текст предлагаю поиграть в «разведчики». Разведчики должны следить за мной, то есть когда я читаю они следят пальцами за мной. Когда останавливаюсь должны показать где я «нахожусь».

Таким образом, используя игровые приемы я добилась того, что у детей сформирован устойчивый интерес к занятиям. Наблюдается увлечённость детей процессом познания, высокая творческая активность.

Не возникает трудностей у детей при слиянии звуков. Научились:

самостоятельно выкладывать слова фишками — 87%

Знают все буквы — 90%

Читают по слогам— 84%

Не вызывает затруднений звуковой анализ слова. Ребята легко выделяют звуки в словах, называют гласные и согласные, определяют глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Для того чтобы занятия были продуктивными, интересными нужно использовать игровые приемы.

Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать.

Литература:

1. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических анятиях/М. М. Аманатова//Логопедия. -2007-№1-с. 20-27.

2. Горчакова А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР/А. М. Горчкова, Ю. А. Трефилова// Логопед в детском саду. -2004-№1-с. 58-59.

3. Кудрова Т. И. Фонематическое восприятие и письмо/Т. И. Кудрова//Логопед в детском саду-2006-№6-с. 23-33

4. Кудрова Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей/Т. И. Кудрова//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2008-№2-с. 22-27.

5. Мещерякова Л. В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников/Л. В. Мещерякова//Логопед-2006-№3-с. 42-49.

Публикации по теме:

Акция «Зеленая тропинка»Акция «Зеленая тропинка» Проведена 30.04.2014 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 13:43
+158Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кычкина (УИ 309266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 139.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД