МААМ-картинки

Робототехника в детском саду и начальной школе

Елена Антонова
Робототехника в детском саду и начальной школе

Робототехника в детском саду и начальной школе- реализация преемственности

Сегодня перед обществом стоит задача номер один – растить высококвалифицированные кадры. Если с раннего детства и со школьного периода правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, то когда он вырастет, это перейдёт в умение и желание хорошо учиться и воспринимать все новое познавательное с детским энтузиазмом. У таких детей, как уже доказано учеными, потребность к творчеству постоянно растет, и они испытывают радость от достижения поставленной цели, и желания побеждать.

Публикация «Робототехника в детском саду и начальной школе» размещена в разделах

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у воспитанника и учащегося познавательных процессов. Из этого следует, что для развития дошкольника и ученика необходимо организовать его творческо-продуктивную деятельность. Поэтому, образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие.

Нововведение федеральных государственных требований регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и социально-личностному развитию ребенка, а также оказывающее непосредственное влияние на формирование универсальных образовательных действий. Работая индивидуально, парами, или в командах, воспитанники могут учиться, создавая модели, проводя исследования, обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Данную стратегию обучения можно реализовать в образовательной среде с помощью робототехники и конструкторования.

В 2016 году наш детский сад «Чэчир» был присоединен к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «1-Кангаласская СОШ им. Н. И. Кочнева», а с декабря 2019 года дополнительно создана вторая группа.

На сегодняшний день, робототехника в нашей школе находится в стадии становления. На базе дошкольной группы организована кружковая деятельность по робототехнике, оснащенная конструкторами HUNA MRT. В нем активно занимаются дети с 5 до 11 лет (начальные классы). Дети принимают активное участие на различных конкурсах образовательной робототехники. В связи с отсутствием образовательных наборов робототехники соответствующим по возрастным категориям, в этом учебном году учащиеся вынуждены были заниматься только творческой деятельностью.

Таким образом, для поддержки образовательной деятельности на более качественном уровне, сохраняя при этом преемственность, детский сад-школа, я пришла к идее создания кабинета робототехники на базе школы и искать финансовую поддержку для оснащения его оборудованием для развивающего обучения, и конструктивной деятельности детей дошкольного и начального школьного возраста. В основу обучения положено представление о том, что в ребёнке от рождения заложен потенциал, который может раскрыться и развиться в последствии только в его собственной деятельности.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию.

Основными формами учебной деятельности кабинета станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Важным является внесение творческого начала в формирование конструкторских умений при выполнении отдельных работ во взаимодействии со взрослыми. Ребенок работает с большей активностью, со значительным напряжением мысли, если перед ним стоит задача изменить размеры или форму изделия, подумать над количеством необходимых деталей, изменением в оформлении, в последовательности всего процесса изготовления изделия. Целесообразно подготовить детям разные конструкции одних и тех же изделий, что направит творческую инициативу детей.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к новому, к творческому решению поставленных задач, к изобретательству и самостоятельности. Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Поэтому основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности в конструировании для исполнителей изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения конструкторской деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, необыденный характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной для ребенка. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей, что является сильным и действенным стимулом к занятиям по конструированию, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей в создании изделия. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя зону потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах зоны оптимальной трудности, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если конструкторская деятельность слишком проста для ребенка, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же деятельность чрезмерно сложна, то она становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Поэтому важно поддержание интереса к конструкторской деятельности через мотивацию, что превращает цель деятельности в актуальную потребность человека.

Рассмотрим критерии преемственности в работе по конструированию и робототехнике в детском саду и начальной школе

Критерий Дошкольник Младший школьник

Психологические основы Преимущественно нагляднообразное мышление. Этот вид мышления формируется в возрасте 4-5 лет. Мыслительный процесс осуществляется только непосредственно при восприятии окружающей действительности. К концу 6 года появляется наглядно-схематическое и словесно-логическое мышление. Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления.

Выделяют две стадии мышления младших школьников.

I. Стадия (1-2 класс). Анализ

учебного материала производится преимущественно в наглядно-действенном и

наглядно-образном плане (дети судят о предметах и явлениях по внешним отдельным признакам, умозаключения опираются на наглядные предпосылки, выводы делаются не на основе логических аргументов, а путём прямого рассуждения).

II. Стадия (с 3 класса).Стадия, требующая демонстрации связей существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений (овладение классификацией, освоение действий моделирования, возникает способность к логическому анализу).

Материалы конструирования Lego Duplo является основным инструментом конструирования детей дошкольного возраста. Детали конструктора отличаются своей красочностью и достаточно крупными размерами, что обосновано уровнем развития мышления и мелкой моторики рук. С возрастом ребёнка разнообразие форм деталей увеличивается, а размер деталей постепенно уменьшается. Переходным этапом от воплощения творческих проектов к конструированию и изобретению различных механизмов может служить конструктор «Первые механизмы». При помощи данного конструктора ребёнок усваивает основные, базовые способы и приёмы работы различных механизмов (ременные, зубчатые передачи).

Детям 5,5-7 лет можно предложить начальный уровень робототехники. LEGO WeDo и HUNA MRT являются одним из наиболее благоприятных материалов для начального уровня развития технических способностей. Робот-конструктор HUNA MRT и «ПервоРобот» LEGO WeDo служат хорошей базой для развития основ робототехники.

Следующий уровень освоения робототехники может быть MINDSTORMS SPIKE, интересен наличием датчиков. Дети могут использовать их для создания уникальных проектных работ. Возрастает возможность различных вариаций конструкторских изобретений. Затем конструкторы усложняются всё большим разнообразием сенсоров, всё больше погружая детей в мир творчества.

С 10-11 лет можно предложить детям конструктор EV3 Mindstorms.

Поле исследовательской деятельности ребёнка значительно возрастает. Меняются и проектные работы детей, они становятся всё более глобальными Робототехнические конструкторы NXT и EV3 являются отличным средством для изучения информатики, физики, математики, программирования

Творческий

продукт Статичная или двигающаяся конструкция (при помощи механического воздействия) из деталей Lego, HUNA, реализованная по картам сборки или творческому замыслу Творческие проекты, включающие в себя воплощение сложного конструкторского замысла, а также программное решение (универсальная система пиктограмм). Создание оригинальной конструкции и программы по картам сборки или творческому замыслу

Формы взаимодействия

Согласно ведущему виду деятельности предпочтение отдаётся игровой форме. Конструкторская деятельность может быть организована в форме индивидуального, группового, фронтального взаимодействия. Большое значение для ребёнка представляет Значимый взрослый, который является главным помощником при возникновении трудных ситуаций Организация занятия в виде экспериментальной работы. Организация взаимодействия: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа. При возникновении проблемной ситуации у ребёнка возрастает потребность в общении со сверстником, влияние Значимого взрослого становится второстепенным, но не менее значимым

Итак, основными этапами работы, обеспечивающими преемственность легоконструирования и робототехники в детском саду и начальной школе, являются:

1. Обеспечение перехода мышления от наглядно-образного к абстрактно-логическому.

2. Усложнение материальной конструкторской базы от объёмных стандартных фигур к большому разнообразию крепежей и деталей.

3. При организации взаимодействия педагога с ребёнком осуществляется переход из обучения в игре к целенаправленной проектной, экспериментальной деятельности.

4. Взаимодействие постепенно приобретает характер самостоятельных творческих работ ребенка.

5. Реализация творческой деятельности переходит от простых статичных конструкций к целым проектам (программируемые технические системы).

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся:

- познавательная и учебная мотивация;

- появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;

- умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;

- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.

Из всего выше перечисленного следует, что нецелесообразно укорачивать дошкольный период, который основывается на детских занятиях, где ведущее место занимает игровая деятельность.

Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – это процесс, требующий пристального внимания, усердия и длительного времени.

В современных условиях, конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Оно является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного образовательного продукта. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, которая отвечает потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и его форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.

Для реализации преемственности на дошкольной и начальной ступенях образования и успешной адаптации дошкольника для последующего обучения в общеобразовательном учреждении необходимо использовать робототехнику и лего-конструирование, а также необходимо подготовить педагогов, осуществляющих этот вид деятельности.

Публикации по теме:

Стихи к «Выпускному вечеру» (в школе и детском саду). Авторские стихи к "Выпускному вечеру" (в школе и детском саду)."Детство золотое, прощай!"1. Пронеслись года, как птицы, Зов не слыша, «Время,.

Фотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском садуФотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском саду После новогодних праздников, собравшись с детьми в группе, мы с детьми выучили несколько рождественских колядок, каждый из ребят изготовил.

Фотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группыФотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Фотоотчет 1 часть «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Наши дети вот- вот попрощаются с детским садом и с трепетом.

ИЗО в детском саду и начальной школе. Презентация «Оживи раскраску «Птица галка умеет считать» Дорогие родители и воспитатели! Предлагаю вам для творческой работы с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

ИЗО в детском саду и школе. Презентация «Ретро-раскраски. В гости к бабушке» Дорогие воспитатели, учителя и родители! Предлагаю вам эту серию для творческой работы с детьми. Красочные картинки из далёкого прошлого.

ИЗО в детском саду и школе. Презентация «Ретро-раскраски. Вместе нам весело!» Дорогие воспитатели, учителя и родители! Предлагаю вам эту серию для творческой работы с детьми. Красочные картинки из далёкого прошлого.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Сценарий выпускного праздника в детском саду в подготовительной к школе группе Сценарий выпускного праздника в детском саду - 2018 На переднем плане - кукла в коляске, грузовик на верёвочке, большой надувной мяч, большой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Робототехника в детском саду и начальной школе
Опубликовано: 24 мая 2021 в 09:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД