Папки-передвижки

Консультация для родителей «Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка»

Любимова Людмила Николаевна
Консультация для родителей «Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»

Фонетико-фонематическое нарушение речи у ребёнка

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТК

Выполнила: Любимова Л. Н

Что такое фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха", - говорит Вам логопед.

"Но мой ребенок слышит хорошо", - недоумеваете Вы.

Публикация «Консультация для родителей „Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка“» размещена в разделах

Дети с ФФНР – это дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематический слух - основа для понимания смысла сказанного

Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», т «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если п ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Само по себе это не р исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.

Коррекция ФФНР

Начальное, а потому самое важное звено в коррекционной работе над ФФНР – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа, в которые Вы можете играть со своим ребёнком.

I этап - Узнавание неречевых звуков

Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т. д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т. д.

II этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз

Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав, корова мычит: мууу, кот мяукает: мяу! и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

Игра «Скажи, как я»

Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.

III этап - Различение близких по звуковому составу слов

Игра «Светофорчик»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки.

Игра «Исправь ошибку»

Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

IV этап - Различение слогов

Игра «Повторюшки»

Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т. д. ; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т. д. ; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т. д. ; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т. д. ; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т. д.

Игра «Сигнальщик»

Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.

V этап - Различение фонем

На этом этапе нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть

Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

Игра «Поймай звук»

Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

Регулярно занимаясь с ребёнком дома (по указаниям логопеда, играя в представленные игры, Вы сможете добиться отличных результатов в развитии фонематического слуха у ребёнка, а, значит, процесс коррекции ФФНР пойдёт намного быстрее и вскоре Вы услышите ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ своего ребёнка, которая станет залогом успешного освоения грамоты и чтения!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка в выходные дни?»Консультация для родителей «Чем занять ребёнка в выходные дни?» Лепка - любимое занятие детей. Можно лепить из глины, пластилина, но интересно попробовать и что-то новое - например, солёное тесто. Соль,.

Консультация для родителей «Что может обидеть ребёнка»Консультация для родителей «Что может обидеть ребёнка» Только в семье ребёнок чувствует себя защищённым, у него есть поддержка близких ему людей. Он знает, что родители любят его, принимают таким,.

Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка»Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «Научите ребёнка трудиться»Консультация для родителей «Научите ребёнка трудиться» С самого раннего детства надо приучать ребёнка трудиться. Многие родители оберегают своих детей от трудовых поручений, от навыков самообслуживания,.

Консультация для родителей «О наказании ребёнка»Консультация для родителей «О наказании ребёнка» Часто молодые родители жалуются, что ребёнок их не слушается. И это становится настоящей проблемой. Как же добиться послушания ребёнка и.

Консультация для родителей «Труд в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Труд в жизни ребёнка» Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка»Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Режим дня ребёнка. Консультация для родителейРежим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка»
Опубликовано: 1 августа 2022 в 01:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Любимова Людмила Николаевна (УИ 3033296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД