Получи документы

Родительский всеобуч: «Детско-родительские конфликты и пути их решения»

марина токарева
Родительский всеобуч: «Детско-родительские конфликты и пути их решения»

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №18»

Родительский всеобуч :

«Детско-родительские конфликты и пути их решения»

Апрель, 2022

Пояснительная записка

Проблема конфликта родителей и детей – вечная тема. Нередко родители пытаются разговаривать с детьми с позиции власти и превосходства, в то в время как дети, в соответствии с демократическим духом современного общества, слушают их с позиции равенства. Подобное несовпадение в значительной степени снижает эффективность авторитарных стратегий воспитания, а также – провоцирует рост числа детско-родительских конфликтов.

Публикация «Родительский всеобуч: „Детско-родительские конфликты и пути их решения“» размещена в разделах

Воспитание ребенка — сложный процесс, большинство родителей сегодня испытывают серьезные затруднения и не в силах справиться с огромным количеством проблем.

Актуальность выбранной темы очевидна. Наверное, нет ни одной семьи, в которой ни разу не было столкновений интересов. Вопрос эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми на современном этапе приобрел большую важность и значимость. Вместе с тем, как ребенок взрослеет и меняется, должны меняться и совершенствоваться детско-родительские отношения.

Общение - весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая тот или иной опыт. И здесь уместно говорить о специально организованных групповых занятиях и тренингах с родителями. Анализ семейных ситуаций в ходе выполнения тренинговых упражнений помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение.

Стоит отметить, что эффективность такой работы будет лишь с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Тренинг родительской эффективности

«Искусство бесконфликтного общения с ребенком»

Цель - повышение уровня психолого – педагогической компетентности

родителей в вопросах конструктивного разрешения детско-родительских конфликтов.

Задачи:

- способствовать повышению уровня информированности родителей о понятии «конфликт», «конфликтная ситуация», «конфликтогены»;

- развитию позитивных установок родителей и конструктивного общения с

детьми;

- обучению родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

- осознанию родителями необходимости безусловного принятия своего ребёнка.

Оборудование: бумага А4, карандаши, маркерная доска, тестовые бланки, ручки, проектор, компьютер

Участники: родители всех возрастных групп МДОАУ № 18.

Принятие правил.

- Для того, чтобы работа нашей группы была плодотворной, нужно, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли.

Я предлагаю несколько правил:

- Умейте слушать друг друга.

- Проявляйте уважение

- Говорите по существу

- Каждый говорит за себя, от своего имени

Введение в тему всеобуча.

- И прежде, чем перейти к совместной работе, отмечу пару важных моментов, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, со взрослыми, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем сами действовать, использовать теорию на практике.

- Итак, я предлагаю начать с разминки, которая подведет нас к основной теме тренинга.

Упражнение «Рисунок в паре».

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать. Пусть каждый участник мысленно представит небольшой рисунок, который он хотел бы нарисовать. Представили? Каждая пара, держась вдвоем за один карандаш, должна нарисовать картину на своем листе бумаги. Общаться словами нельзя. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты. Начали!»

- Какую тактику вы применяли во время совместного рисования?

- Какой рисунок получился в результате?

- Все пары довольны получившимся результатом?

- Чьи идеи не реализовались?

- Уважаемые родители! Посмотрите на ваши рисунки. У некоторых, как вы видите, рисунки далеки от совершенства. Чаще всего это «каляка-маляка»

Основная часть

- Собственно, это и есть конфликт. Конфликт – это когда есть две стороны, со своими идеями, мнениями, интересами, и только один путь, который позволяет эти мнения реализовать. У вас был один карандаш и у каждого свой рисунок в голове, поэтому получилось то, что получилось. Это очень хорошее отображение конфликтной ситуации.

- Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию. Давайте разберемся, что же такое конфликт (презентация). Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение интересов, противоборство. Основанием для противоборства является ситуация, в которой, например, цели у людей разные, и продвижение к цели одного отдаляет от цели другого. Представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй - смотреть телевизор или слушать тяжелый рок. Если один достигает своей цели – смотреть телевизор, то другой, наоборот, отдаляется от своей – спокойно заснуть.

- Родители, чем отличается конфликтная ситуация от конфликта? (ответы родителей)

Верно, конфликтная ситуация может складываться на протяжении очень длительного времени, и из-за какого-нибудь мелкого повода может разразиться серьезный конфликт. А участники конфликта могут удивляться, как это они «поссорились навеки» из-за какой-то ерунды.

- Внимание! Нужно говорить о своих чувствах, это очень важно. Ведь аналогичные примеры есть и в вашей жизни, когда вы ссоритесь со своими друзьями, родными и любимыми из-за пустяка.

Если в стакан капает вода, долго и медленно, чем все закончится?

- Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так и в жизни. Эти капли являются конфликтогенами, которые - вольно или невольно - задевают нас, но мы их стараемся не замечать. Но как только их становиться слишком много, наше терпение лопается. Хочу заметить, что «емкость» у каждого своя. Поэтому «завестись» вы можете от разного количества конфликтогенов… Конфликтогены – это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может вспыхнуть конфликт. И сколько таких поводов понадобится, неизвестно.

- Как вы думайте, в детско-родительских конфликтах кто виноват чаще?

- Что подталкивает детей к конфликтам? (Выслушиваются ответы родителей.

- Кризис переходного возраста (чаще 3 лет и 7 лет);

-Стремление к самостоятельности и самоопределению;

- «Прощупывание» границ дозволенного;

- Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

- Давайте поразмышляем, что заставляет родителей вступать в конфликтные отношения с детьми?

- Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

- Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

- Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

- Борьба за собственную власть и авторитетность;

- Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

- Неподтверждение родительских ожиданий и т. д.

- Любые перечисленные вами конфликты сопровождаются словесными упреками, согласны? Давайте подумаем, что может обидеть ребенка в ваших словах? (ответы родителей).

- Подытожим виды словестных упреков:

1. Прямое оскорбление. Например: «Ты дебил (козел, трепло и т. д.)»

2. Упрек. Например: «Из-за тебя я опоздала. А я думала, что на тебя можно положиться!»

3. Обобщение. Например: «Ты всегда…», «вечно ты…», «ну, как обычно…»

4. Сравнение (не в твою пользу). Например: «Да я в твои годы уже 2 спортивных кубка имел!»

5. Приказ. Например: «Умойся. Почисти зубы. Не сутулься. Не опоздай» и т. д.

- Поднимите руку, кто испытал на себе или сам говорил подобные фразы? Эти фразы и есть конфликтогены, о которых мы уже говорили. Их намного больше, чем наши примеры.

Предупредить конфликт всегда легче, чем выходить из него. Любую конфликтную ситуацию можно спокойно устранить.

Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителе. (Тест «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми», Приложение 2)

Подведение итогов, рефлексия.

Упражнение «Чему я научился» (сундучок с фразами)

Участникам предлагается из коробочки вытащить бумажку со следующими неоконченными предложениями:

Я научилась.

Я узнала, что.

Я нашла подтверждение тому, что.

Я обнаружила, что.

Я была удивлена тем, что.

Мне нравится, что.

Самым важным для меня стало.

Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни! (общие аплодисменты)

Список используемых источников

1. Винникот Д. В. Разговор с родителями. - М. : НФ «Класс», 1994.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

3. Марковская И. М. Практика групповой работы с родителями. - СПб. : Институт тренинга, 1997.

4. Уткин Э. А. Конфликтология : Теория и практика. - М: “Тандем“ ЭКМОС, 1998.

5. https://ppt-online.org/36700

6. https://zen.yandex.ru/media/ya_roditel/konflikty-mejdu-roditeliami-i-detmi-osnovnye-prichiny-5deecb889c944600ade70775

Приложение 1

Тест «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми»

Уважаемые родители, просим вас проанализировать и оценить по пятибалльной шкале свое поведение в процессе воспитания ребенка по 11 позициям, представленным в следующей матрице:

№ № Позиция Оценка

1 Я всегда помню об индивидуальности ребенка 1,2,3,4,5

2 Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения 1,2,3,4,5

3 Я всегда стараюсь понять потребности и интересы своего ребенка 1,2,3,4,5

4 Противоречия я воспринимаю как факторы нормального развития 1,2,3,4,5

5 Я всегда стабилен в отношениях с ребенком 1,2,3,4,5

6 Я стремлюсь к уменьшению числа «нельзя» и увеличению числа «можно» 1,2,3,4,5

7 Для меня наказание является крайним средством воспитания 1,2,3,4,5

8 Я стараюсь знакомиться с публицистической литературой по теме воспитания ребенка 1,2,3,4,5

9 При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий 1,2,3,4,5

10 Я стремлюсь к расширению диапазона своих моральных, а не материальных стимулов 1,2,3,4,5

11 Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей 1,2,3,4,5

Интерпретация результатов:

Просуммируйте полученные баллы по всем 11 позициям и найдите среднее арифметическое этой суммы.

- если полученные результаты от 4,5 до 5 баллов, то ваша готовность к воспитанию детей и взаимоотношениями с ними высока. Вы обладайте высокой психолого-педагогической культурой, позволяющей вам избежать серьезных конфликтов с детьми;

- при результате от 3 до 4,5 баллов ваша готовность к воспитанию детей средняя. Во взаимоотношениях у вас не редко возникают конфликты. Вам необходимо пересмотреть некоторые позиции вашего подхода к воспитанию детей;

- если результат меньше 3 баллов, ваша готовность к воспитанию ребенка очень низкая. Вы не обладайте достаточной психолого-педагогической культурой. Чтобы избежать серьезных конфликтов с детьми вам нужно заняться самообразованием.

Приложение 1.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

-Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

- Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3

У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти!»

- Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

- Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

- Как поступить в подобном конфликте?

Приложение 2

Тест «Самооценка конструктивного поведения

во взаимоотношениях с детьми»

№ Позиция Оценка

1. Я всегда помню об индивидуальности ребенка 5 4 3 2 1

2. Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения 5 4 3 2 1

3. Я всегда стараюсь понять потребности и интересы ребенка 5 4 3 2 1

4. Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития 5 4 3 2 1

5. Я всегда стабилен в отношениях с ребенком 5 4 3 2 1

6. Я стремлюсь к уменьшению “нельзя” и увеличению числа “можно” 5 4 3 2 1

7. Для меня наказание является крайним средством воспитания 5 4 3 2 1

8. Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков 5 4 3 2 1

9. При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий 5 4 3 2 1

10 Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов 5 4 3 2 1

11 Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт. 5 4 3 2 1

Интерпретация результатов:

Подсчитывается средний балл по всем 11 позициям.

От 4,5 до 5 баллов – высокий уровень готовности к взаимопониманию с детьми. Высокая психолого-педагогическая культура, позволяющая избегать конфликтные ситуации.

От 3 до 4,5 баллов – готовность к воспитанию детей средняя. Необходимо пересмотреть некоторые позиции Вашего подхода к воспитанию детей.

Меньше 3 баллов – готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточными знаниями и культурой воспитания детей. Необходимо срочно заняться самообразованием.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Детско-родительский квест «Играем и учимся — вместе» В нашей группе мы стараемся находить всё новые и интересные подходы в работе с родителями. Стараемся делать работу с детьми прозрачной и.

Детско-родительский проект «Очумелые ручки» ДЕТСКО -_РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛА МАСТЕРОВ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» Актуальность проблемы: Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении.

Детско-родительский проект «Сказки о главном»Детско-родительский проект «Сказки о главном» Педагогическое обоснование проектаСказка – один из самых популярных видов устного народного творчества. На протяжении многих веков она жила.

Детско-родительский проект «Скоро сказка сказывается»Детско-родительский проект «Скоро сказка сказывается» В конце подготовительной группы родителям предложили поучаствовать в проекте "Скоро сказка сказывается" Для этого они выбрали сказку, по.

Детско-родительский экологический проект «Чудо-бутылка»Детско-родительский экологический проект «Чудо-бутылка» Актуальность проекта: В нашей стране взрослых очень трудно привлечь к сортировке мусора, но если этому мы будем учиться с детства, то.

Детско-родительский экологический проект «Занимательные крышки»Детско-родительский экологический проект «Занимательные крышки» Актуальность У каждого из нас есть вещи, которые уже не нужны, но выкинуть которые – рука не поднимается. Я решил узнать, как переделать.

Детско-родительский лэпбук «Берегите природу»Детско-родительский лэпбук «Берегите природу» Цель: Развивать у детей познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность. Задачи: Приучать детей проявлять инициативу с целью.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне»Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне» Уважаемые коллеги! Хочу вам, предложить детско-родительский проект моей воспитанницы Быстровой Марины и мамы Надежды Ивановны. Сколько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительский всеобуч: «Детско-родительские конфликты и пути их решения»
Опубликовано: 12 мая 2022 в 19:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД