Лучший педагог года

Родительское собрание «Викторина «Знатоки русской культуры»

Маргарита Баринова
Родительское собрание «Викторина «Знатоки русской культуры»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа

Викторина «Знатоки русской культуры»

для старшей группы совместно с родителями

на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Подготовила: Баринова М. Ф.

воспитатель 1кв. кат.

г. Нижняя Тура, 2020 г.

Публикация «Родительское собрание „Викторина „Знатоки русской культуры“» размещена в разделах

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

1. Расширять и углублять представления о жизнедеятельности людей на Руси: через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины.

2. Формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.

3. Приобщить родителей к осмыслению значимости семейно - бытовых традиций, обычаев, уважение и почитание старших, ознакомление детей с устным народным творчеством.

4. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры.

Предварительная работа:

1. Родители готовят фишки.

2. Экскурсия в городской музей

3. Оформление альбома «Быт и традиции русского народа»

4. Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Мороз Иванович», «Привередница», «По щучьему велению».

5. Беседа за круглым столом с родителями «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

6. В родительском уголке папка передвижка "Народные промыслы России», «Праздники и обряды», консультация «Сказка - ложь, да в ней намёк…».

7. Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

Материал и оборудование:

-костюм русский народный,

-маска кота

-эмблемы и фишки берёзы и ромашки,

- мольберт с магнитной доской,

-картинки с изображением печки, ухвата, люльки, сита, коромысла, трубы, русских народных сказок,

- русские народные сказки «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, «Привередница», «Мороз Иванович»,

-колокольчик,

-магнитофон,

-музыкальные инструменты,

-диск с записью русской народной песни

-мультимедийное оборудование ИКТ,

-грамоты для родителей, призы для детей: книги сказок, приобретённые родителями.

Участники викторины : воспитанники старшей группы (5-6 лет, родители воспитанников

Ход.

Предварительно участники викторины (родители и дети) делятся на 2 команды

Дети и родители входят в зал под музыку и занимают свои места.

Ведущая встречает гостей в русском народном сарафане.

Здравствуйте, гости дорогие!

Хорошему гостю хозяин рад!

Много гостей, много и новостей!

Мы рады вас приветствовать в нашем уютном зале. Как хорошо, что мы собрались сегодня здесь все вместе: ребята и их родители.

Тема нашей викторины «Знатоки русской культуры», посвящена быту русских людей на Руси. (слайд№1)

- Представление команд :

Команда детей- «Берёзка» - это символ духа Российского.

Команда родителей- «Ромашка» - символ семьи.

Ведущий: Ну что друзья, готовы сыграть в игру-викторину «Знатоки русской культуры»?

Вопрос 1 - команде «Берёзка»

Отгадайте загадку:

«В избе – изба; На трубе- труба

Зашумело в избе; зашумело в трубе;

Видит пламя народ; а тушить не идет»

Ответ: Печка (слайд №2)

Ведущая. И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а её образ стал традиционным для русских народных сказок.

Вопрос 2 - команде «Ромашка»

В каких русских народных сказках можно встретить печь?

Ответ. «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, «Привередница», «Мороз Иванович»(.Слайд№3)

Ведущая. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

«Когда в печи жарко - тогда и варко»

Вопрос 3. Отвечают обе команды.

Какими дровами топили печь? Обоснуйте свой ответ. (Каждая команда обсуждает и даёт свой ответ).

Ответ. Топили печь, как правило, берёзой, дыма меньше и тепло дольше держится. А ольхой протапливали, чтобы прочистить дымоход. Сосну и ель использовали редко, они очень быстро прогорают. Если кто – то топил печь чем попало, говорили: «Подле леса живёт, а печку соломой топит».

Ведущая. А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи – говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».(слайд№4)

Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты

Музыкальная пауза

Предлагаю команде родителей сыграть на ложках

Ведущая. А теперь загадки обеим командам:

1. Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (люлька)

2. Кривая собачка в печку глядит? (кочерга)

3. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок – скок и сел в уголок. (веник).

4. Насыпать можно, а донести нельзя. (сито)

5. Согнут калачом, укусить нельзя, и пройти нельзя (замок)

6. Ни свет, ни заря, пошел согнувшись со двора. (коромысло)

7. Стоит на крыше Арина рот разиня. (труба).

8. Кто в избе рогат? (ухват).

Ведущая. Мы продолжаем нашу викторину. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскоблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска. (слайд№5)

Вопрос 4 - команде «Ромашка»

Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка?

Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место (слова закуток)

Ведущая. Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.

Вопрос 5 - команде «Березка»

В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол?

Ответ. Красный, значит красивый. (слайд №6)

Ведущая. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Вопрос 6. (Задание обеим командам).

- Объясните пословицы о гостеприимстве.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ушел не солоно хлебавши

В «красном углу» главное место занимал стол. «Хлеба ни куска – стол — доска» — так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, полки для утвари.

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель: -Давайте и мы с командой «Березка» поиграем в хороводную игру с лентой.

Игра с лентой

(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Вопрос 7 - команде «Ромашка»

Все знают сказку о колобке - «По амбару метён, по сусекам скребён». Что же это за сусеки (слайд№7)

Ответ. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки). Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится мести амбар и скрести сусеки.

Ведущая. Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Теперь мы посмотрим, знаете ли вы такие пословицы.

Вопрос 8 - команде «Березка»

Продолжи пословицу….

«Утро вечера (мудренее)».

«Нет друга – ищи, а найдешь… (береги)».

«Кончил дело, гуляй… (смело)».

«Маленькое дело лучше, чем (большое безделье)».

«Пословица недаром … (молвится)».

«Без хозяина дом- (сирота.)

«Не красна изба углами, а красна (пирогами

«Вся семья вместе, (так и душа на месте)

«Коли в семье лад, так не надобен (и клад.)

Мир в семье любовью (держится)

Ведущая. Издавна ведется: веселье и труд - рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.

Вопрос 10. (вопрос обеим командам)

Какие народные праздники вы знаете (слайд 8)

Ответ. Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Васильковый день (праздник полевых цветов, Троица, Духов день, Петров день (сенокос, Осенины (осенины встречаем –именины отмечаем).

Ведущая. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, хитрые загадки, печальные обрядовые песни, торжественные былины- это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И хотелось бы, чтобы мы смогли с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Ведущая. Наша викторина подошла к концу. Пока наши помощники подведут итоги викторины, давайте вспомним пословицу: «Веселье и труд - все перетрут». А где песня поется, там и трудиться веселее.

Песня «Уральский хоровод»

Ведущая. И сейчас для подведения итогов, слово предоставляется…

Подводится итог викторины. Награждение.

Приглашаю всех на чаепитие

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к основам русской народной культуры

1. Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?

___

2. Какие виды народного искусства Вы знаете?

___

3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

___

4. Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?

___

5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т. д. ?

___

6. Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки, былины?

___

7. Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?

___

8. Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?

___

9. Ходите ли Вы с ребёнком в музей?___

10. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к основам русской народной культуры?___Благодарим Вас за участие!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вераксы, Н. Е., Комаровой, Т. С., Васильевой, М. А. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. /Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. -- М. : Мозаика Синтез, 2014.

2. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа. : Учеб. -метод. пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2015.

3. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10.

4. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2009.

5. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый / Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012.

6. Козлова, С. А., Т. А. Куликова Дошкольная педагогика/С. А. Козлова, Т. А. Куликова / Учеб. пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2000.

7. Минобрнауки РФ, Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования//Российская Газета. - М. : 25.11. 2013 г. - №6241.

8. Микляева,Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая /методическое пособие. -М. : Айрис-пресс, 2006.

9. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] https://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1

10. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1973

11. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. : Сфера, 2009.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра-викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группыИгра-викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группы Игра - викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группы Подготовил: Перелетова И. В., воспитатель. Цель: Формировать.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры»Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей работой по приобщению родителей и детей к истокам русской культуры. Мне эта тема близка.

Традиции русской культурыТрадиции русской культуры рина Боткарёва Традиции русской культуры Как часто нам бабушки в детстве рассказывали старинные русские народные сказки, которые передавались.

Викторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возрастаВикторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возраста Викторина для детей старшего дошкольного возраста: «Знатоки космоса» Цель. Закрепить имеющиеся знания о космосе. Задачи: вызвать интерес.

Викторина для дошкольников старшей группы «Знатоки природы» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины. Задачи: - обобщать знания детей о растительном.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Викторина «Знатоки космоса» ко Дню космонавтики для старших дошкольниковВикторина «Знатоки космоса» ко Дню космонавтики для старших дошкольников Цель: развитие познавательной активности дошкольников Задачи: - систематизировать знания детей о космонавтике - активизировать словарный.

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы» Цели. Закреплять знания детей о природе, развивать познавательную активность. Обобщить знания детей о растениях, животных, временах года.

Экологическая викторина «Знатоки природы» Образовательная область: познавательное и речевое развитие. Возрастная группа: старшая Тема: «Знатоки природы» Цель: формирование экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Викторина «Знатоки русской культуры»
Опубликовано: 10 марта 2020 в 13:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД