Марина Петровна Литвинова
Родительское собрание «Четвероногие воспитатели чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Человечность определяется не потому, как мы общаемся с людьми, а потому, как ведём себя с животными.
Чак Паланик
Цель:
• познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей;
• раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях;
дать советы по уходу за животными• повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания.
Публикация «Родительское собрание „Четвероногие воспитатели чувств“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Оформлена выставка: «Наши четвероногие любимцы» (фотогазета); детские рисунки «Мой пушистый друг»; детская литература о животных, журналы «Игра и дети».
Что такое чувство?
Чувство :
1) способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь;
2) состояние, в котором человек способен осознавать окружающее, владеть своими душевными и умственными способностями;
3) сам процесс ощущения, восприятия чего-либо («Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушаков).
Какие органы человека отвечают за его чувства?
Пять чувств : око, ухо, нос, язык и вся кожа. Нервы, дающие чувство боли, наслаждения.
Какие чувства вам известны?
(Родители передают мяч по кругу и называют чувства : любовь, доброта, ответственность, чувство вины, долга, сожаления, страх, боязнь, протест, огорчение.)
Чувства делятся на позитивные и негативные.
Напишите на лепестках ромашки чувства, которые вызываются органами чувств : ухо, нос, язык, глаза, кожа, нервная система.
Как вы считаете, влияют ли животные на воспитание ребенка и на воспитание его чувств?
Данные разных исследований говорят о том, что животные играют большую роль в воспитании детей. Домашние животные приносят радость всем членам семьи. Дети, растущие там, где есть четвероногие питомцы, воспринимают обстановку в семье, как благополучную. Животные в доме - любимцы детей и взрослых. Исследования доказали, что любимая кошка приносит большое эмоциональное удовлетворение. Она стоит на страже физического здоровья и даже может спасти человеку жизнь.
Результаты анкетирования на тему: «Животные в семье».
Как вы считаете, общение - что это такое?
Общение - социальный термин, он характеризует взаимодействие людей. При общении должно быть не менее 2 человек. Общение несет информацию. Речевая форма общения - это разговор. Общение «глаза в глаза» - это форма личностного общения.
Как вы думаете, можно ли общаться с природой? Общение с природой - что это такое?
Общение с природой - это взаимодействие с природой (ходим и лес, наблюдаем за птицами, гладим животных, ласково с ним разговариваем, играем.) Помните, что формы общения могут быть положительные и отрицательные.
Выберите допустимые формы общения с животными:
- протянуть руку с кормом;
- погладить животное;
- замахнуться на него рукой, палкой;
- взять на руки;
- громко закричать;
- оттолкнуть ногой;
- поиграть с животным;
- сказать ему ласковые слова.
Как вы думаете, с какого возраста детей следует заводить животных в доме?
Специалисты советуют заводить домашних любимцев, когда ребёнку будет не менее 5 лет. В 5 лет у детей проявляется желание о ком-то заботиться, кого-то опекать. Ребёнок начинает осознавать, что животное - не игрушка, что оно тоже может чувствовать боль, радость, грусть.
Общение с животными вызывает у детей большой интерес, этот интерес, его поддержка сопровождается приобретением знаний и опыта обращения с животными. Животные привлекают внимание ребёнка, вызывают желание наблюдать за ними, играть с ними.
Наша задача - научить ребенка правильно общаться с животными, не причинять им боль, неудобства.
Помните - бесконтрольное общение с животными может принести не только пользу, но и вред личности и здоровью ребёнка.
Как мы можем помочь ребёнку и животному привыкнуть друг к другу?
Прежде, чем приобрести домашнего питомца расскажите ребёнку не только о радости, но и об ответственности, которая вместе с ним придёт в дом.
Необходимо рассказать о животном, его особенностях, показать, как ухаживать за ним, ласкать четвероного питомца. Следить за тем, чтобы ребёнок не проявлял агрессии к животному, объяснить, что ему тоже может быть больно, если ребёнок будет его обижать. Но главное - научить ребёнка общаться с животными.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе, животным?
Прежде всего, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную.
Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (растениям, животным).
Умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывают эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней.
Как вы оцениваете такие поступки:
• Ребёнок сачком ловит бабочек.
• Пятилетний ребёнок давит червяка и получает от этого удо-вольствие.
Мы должны помнить, что зачастую небрежное, а порою и жестокое отношение к природе связано с отсутствием у детей необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием доступных детям экологических знаний. Однако одних знаний недостаточно, необходимо включать детей в посильную для них трудовую деятельность, а также создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, похвала со стороны взрослого) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Если же ребёнок проводит эксперимент, то это не страшно, но если ребёнок губит даже червяка и получает от этого удовольствие - это серьёзный сигнал. Насилие стало способом самоутверждения. Причину такого поведения надо искать в семье. Семья ответственна за то, каким вырастет ребёнок. Поступки и поведение взрослых - наглядный образец подражания для ребёнка.
Что даёт ребёнку общение с животными? Какие чувства воспитывают животные в детях?
Через общение детей с животными в семье можно привить ребёнку доброту, любовь к ближнему, сопереживание, умение защищать слабых, помогать им. Выработать привычку к выполнению обязанностей по отношению к другим.
Прежде всего, это чувство ответственности за животного. Ребёнок начинает понимать, что животное надо кормить, с ним надо гулять, купать, расчёсывать, играть. Забота о своём питомце дисциплинирует юного человека.
Если дома есть животные, ребёнок не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль. Научившись сопереживать и сочувствовать «братьям меньшим», ребёнок перенесёт эти умения и на отношения со сверстниками и другими людьми. Дети, у которых дома есть животные, намного добрее.
Ухаживая за членом семьи, ребенок учится проявлять сострадание к брошенным, бездомным животным.
В какой помощи нуждаются животные в жаркие летние дни?
В такие дни нужно поставить им воду для питья.
А в зимнее время года?
В холодные зимние дни их надо подкармливать.
Оказывают ли помощь животные в воспитании неуверенных в себе детей?
Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить са-мооценку - заняться дрессировкой собаки. Сознание того, что «четвероногий» друг выполняет твои команды, поднимает ребенка в его глазах.
Домашние животные не только воспитывают характер юного хозяина. Общение с ними полезно для здоровья, так как они вместе гуляют, бегают, прыгают.
Помогали ли животные в воспитании ваших детей? Приводите примеры из личного опыта.
Почему порой ребёнку приятнее общаться с животными, чем с близкими людьми?
Психологам хорошо известно, что особенно к дружбе с животными стремятся те дети, которым не хватает тепла и ласки близких ему людей. Собака или кошка, в отличие от родителей, которым вечно некогда - идеальные собеседники.
Общение с животными может восполнить ребёнку дефицит че-ловеческих контактов, в том числе и телесных.
Сколько раз в день вы прижимаете к себе своего ребёнка, ласкаете, гладите?
Любовь - это не просто слова, но и отношения. Она должна выражаться и в ласке, и в прикосновениях. Ребёнок нормально развивается только в тесном физическом контакте с близкими людьми. Человек, лишенный этого, вырастает одиноким, несчастным, нелюдимым.
В такой трудной жизненной ситуации на помощь приходит животное: ласковое, тёплое, пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит ребёнка без всяких заслуг и условий. Это оказывается просто спасением для детей.
Для поддержания интереса к животным хорошо читать детям стихи, потешки, сказки, рассказы о жизни животных.
Полезны и настольно-печатные игры о животных: «Чей малыш», «Хочу кушать», «Живая планета», «Узнаём живой мир.». (Показать игры).
Можно поиграть с детьми и в словесные игры: «Третий лишний», «Кто, где живёт?», «Кто спит зимой?», Хороши и сюжетно- ролевые игры «Зоопарк», «Цирк», «Музей», которые желательно организовать после посещения аналогичных мест.
В заключение хочется отметить, что в общении ребёнка с животными положительных моментов множество. Игры с животными тренируют малыша физически. Дети становятся более подвижными и ловкими. Животные помогают ребёнку быстрее развиваться, легче адаптироваться в новом коллективе, заводить друзей. Общаясь с животными, дети учатся контролировать свои негативные эмоции, агрессию. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Поэтому не важно, какое именно животное живёт в вашем доме. Важно, чтобы оно стало полноправным членом семьи.
Обращайте внимание детей на красоту природы, учите их наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получать от этого удовольствие и замечать красоту жизни.
Помните, дети всегда копируют поведение взрослых. И если вы сами относитесь к домашнему питомцу с любовью и уважением, то и для ребёнка он станет другом. Научите ребё нка простой и верной истине: «Мы в ответе за тех, кого приручили.»