МААМ-картинки

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Речкалова Татьяна
Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Цель:

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание „Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей“» размещена в разделах

Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего возраста.

Подготовка:

- Написать каждому родителю приглашение.

- Оформить памятки для родителей.

- Анкеты для родителей.

Ход собрания : Звучит песня «То ли еще будет…».

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Учат нехотя уроки, Болтуны и лежебоки

Любознательные дети, Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, До ладошки долетая?

Почему ползут барханы? Почему висят туманы?

Почему земля и море Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться А учиться и учиться.

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы родителей).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем, и тогда ответ запомнился бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать взаимосвязь в окружающем мире, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Что такое любознательность? (Склонность к приобретению новых знаний, пытливость).

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Именно наблюдения. Беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.

На прогулках взрослые пресекают желание исследовать окружающий мир. Ребенок пытается брать и пересыпать песок руками, он получает огромное удовольствие от тактильных ощущений. Но сердитый крик мамы – возьми в руки совок, а то испачкаешься. Ребенок увлеченно продолжает свою исследовательскую деятельность, за что получает шлепок. Совок вставляется в его ладошку насильственным путем. Почему-то интерес у малыша к песку тут же пропадает. Именно познавательному интересу он знакомится с миром, в который он пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом.

Мы взрослые, сами того не желая, отбиваем у ребенка интерес к исследованиям. Приходит время и ребенок уже по собственной инициативе говорит другим детям – нельзя трогать песок руками, он грязный и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Даже если пострадает красивая одежда или испачкаются руки одежду можно постирать, руки вымыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить невозможно.

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:

- Легкое дуновение ветерка

- Запах мандаринов и новогодней елки

- Ласковые лучи летнего солнца

- Теплый летний дождик

- Представьте, что вы погладили котенка

- как пахнет свежеиспеченный хлеб

- Представьте, что вы идете босиком по травке…

Вам все это удалось представить, потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша задача – помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире.

Любознательность развивается с помощью художественной литературы, загадок, которые развивают наблюдательность.

Предлагаю вам памятки по развитию любознательности у детей.

Детское экспериментирование, что это такое?

Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Н-р: почему ветер дует? Почему лед твердый, а вода нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами и ответ запомнился бы лучше.

Чем полезно детское экспериментирование?

1. У детей появляется контакт с предметами, что позваляет понять их качество, свойства.

2. Экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир.

3. У детей углубляются знания о природе – живое и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И конечно экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они сами самостоятельно открыли какое-то явление, что влияет на их самооценку.

Давайте сейчас вместе с вами окунемся в мир детства.

У вас на столах лежат карточки, на которых написаны какие-то необычные слова. Что они могли значить? Такие наименования дети дали предметам, проявив словотворчество. Нужно определить, какой-же предмет получил то или иное название.

- Уронилась-упала, люблюд-верблюд, сердитка-морщинка, обутки-обувь, копатка-лопатка, плювается-плюется, стуканчик-тушканчик, красавлюсь-любуюсь, колоток-молоток, поцелул-поцеловал, спей-спой (молодцы).

- А сейчас я предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать с различными материалами. У вас на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, макароны, бусины, природный материал, с помощью которого вам нужно создать художественный образ (зимний день).

(Родители по подгруппам выполняют задание, в это время звучит спокойная музыка для создания эмоционального настроя).

Попросить родителей придумать название шедевров, презентовать родителям другой подгруппы.

Замечательные работы получились! (похвалить за активное участие).

- Мы немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу экспериментальной деятельности, все, что мы с вами делали – это эксперименты со словом, материалами окружающими нас.

Каждый день мы с детьми при помощи экспериментирования узнаем что-то новое о том или ином предмете, веществе.

Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребенком.

Презентация

Чтобы привлечь всех родителей к этой увлекательной деятельности, мы с ребятами приготовили для вас небольшую презентацию на тему: «Мы – исследователи». Может быть после просмотра этого небольшого фильма вам захочется заняться с вашим ребенком чем-нибудь занимательным.

- Мне бы хотелось услышать ваше мнение об увиденном (высказывания родителей). Вы наглядно убедились, что это несложно, все это можете повторить дома, немного фантазии, некоторые научные знания. Поверьте, детям это понравится.

Публикации по теме:

«Как отвечать на детские вопросы». Памятка для родителей по развитию любознательности у детей дошкольного возраста Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них. Не раздражайтесь из-за них на ребенка..

Формы работы с родителями Как донести до родителей то, чем ребенок занят в их отсутствие? Как привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком? Как научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 19:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Речкалова Татьяна (УИ 287434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД