Родительское собрание-круглый стол. «Копилка знаний» Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи»

Людмила Геннадьевна Костина
Родительское собрание-круглый стол. «Копилка знаний» Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи»

Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников»

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми, способствующими формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

2. Использовать речевые игры для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3. Подбирать речевые игры в окружающей обстановке.

Ход.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе.

К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.

Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).

Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:

- бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);

- глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

- глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);

- глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);

- глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

- глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:

- величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий);

- форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;

- цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой);

- вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;

- запах – приятный, неприятный, цветочный;

- температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;

- материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;

- принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;

- другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

Например: у тигра- тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

2. Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.

Например: шар – шарик, ключ-ключик.

3. Игра с мячом «Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».

Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.

4. Игра с мячом «Какая посуда»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан,

чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка).

5. Игра с мячом «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат).

6. Игра с мячом «Горячий-холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.

Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.

7. Игра «Чей хвост?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.

8. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости.

Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало)

9. Игра «Где мяч?»

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)

10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»

Методические рекомендации.

В нашей группе создана картотека игр на формирование грамматического строя речи. Если у вас возникнет желание, можете брать карточки с играми и упражнениями и играть с детьми в домашних условиях. Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М. : АПО, 1996. - 417с.

2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1981. - 112с.

3. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М. : Айрис-пресс, 2005 – 224с.

5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Публикации по теме:

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы»Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме "Домашние птицы". 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Родительское собрание-круглый стол. «Копилка знаний» Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи»
Опубликовано: 10 марта 2013 в 20:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Коллективная работа по объемной аппликации «Лебеди на озере» в подготовительной группе
В этой работе удобно собрать озеро из волнистых полосок разных оттенков голубого и синего цвета. Приклеить их на лист, начиная с верхнего края озера. Клей...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки «День бабушек и дедушек»
Сегодня в нашей стране отмечается "День бабушек и дедушек". Мы со своими малышами решили приготовить для них небольшие подарки-сделать открытки. В силу...
Фотоотчет «Чудеса Осени»
Осень не зря называют золотой порой, ведь ее дары - это кладовая для развития детей разного возраста. Дошкольники очень любят мастерить поделки вместе с...