Приложение МААМ

Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников»

Татьяна Мазаева
Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание на тему : «Формирование трудолюбия у дошкольников»

Задачи: систематизировать знания родителей о том, как привить основные трудовые навыки ребенку; формировать интерес к тесному взаимодействию между детским садом и семьей.

Подготовительная работа:

1. Анкетирование родителей по данной теме.

Публикация «Родительское собрание на тему: „Формирование трудолюбия у дошкольников“» размещена в разделах

2. Опрос детей.

План проведения собрания :

1. Анализ анкет родителей и ответов детей.

2. Предложить родителям вспомнить пословицы о труде.

3. Доклад на тему : «Формирование трудолюбия у дошкольников»

4. Разбор педагогических ситуаций.

5. Подведение итогов на конец учебного года (информирование родителей об успехах и достижениях каждого ребенка).

Ход собрания

- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и посетили наше родительское собрание. Сегодня мы будем говорить на тему : «Формирования трудолюбия у дошкольников».

Анализ анкет.

- Давайте вспомним пословицы о труде :

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Пролениться – и хлеба лишиться

Терпение и труд все перетрут

Умелые руки не знают скуки

Работе время, а потехе час

Судят не по словам, а по делам

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Что делано наспех, то и сделано насмех

Дело мастера боится

Было бы терпенье – будет и уменье

Доклад.

«Воспитание должно развить в

человеке привычку и любовь к труду;

оно должно дать ему возможность

отыскать для себя труд в жизни».

К. Д. Ушинский.

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности. Как правильно, ненавязчиво привить малышу основные трудовые навыки, которые помогут в дальнейшем сформировать стойкие привычки.

Первые трудовые навыки должны быть привиты малышу в семье. В первую очередь трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. Какую работу мы выполняем с интересом? Знакомую нам и привлекательную. Значит надо научить ребенка, каким- то общим действиям облегчающими труд, делая его привлекательным и осмысленным. Ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ достижения, оценивать результат своей деятельности – вот, прежде всего, чему надо научить в процессе воспитания трудолюбия.

Наши маленькие детишки - большие «почемучки». Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему?», «зачем?», «для чего?», ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?» Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой - превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют», где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Дети чаще всего играют во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать. Они стараются подражать, тянутся к общению со старшими. И когда взрослые привлекают их к совместной игре – это окрыляет доверием.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.

В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Не стоит забывать, что кроме ухода за маленькими, дошкольнику хочется поиграть со своими сверстниками, где есть свои интересы, интеллектуальные потребности, игры и многое другое. Но не в коем случаи не нужно обременять дошкольника поручениями, как только он почувствует ущемление в своих детских потребностях, у него пропадает какой либо интерес и даже меняется отношение к своим младшим братьям и сестрам.

Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко», «Гуси-лебеди» и т. д.

А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться. И закончить нашу беседу нам хотелось бы словами К. Д. Ушинского:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Педагогические ситуации

Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

Вторая ситуация. Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

- А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.

- Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)

Третья ситуация. Саше седьмой год, он живет с родителями в деревне. Вместе со старшим братом охотно помогает родным работать на огороде, ухаживать за домашними животными. Отец (агроном) приобщает детей к любимому делу: «Пошли в огород, подумаем, как будем картошку сажать. Низина у нас, много воды скапливается. Ну, думайте, думайте, как лучше сажать, у меня-то есть идея!» Первый вопрос к Саше как к младшему (чтобы не повторял за братом). Братья молчат. «Будем сажать картошку не в междурядьях, а вот так, на гребнях, чтоб не закисала при дождях». Сыновья полны внимания и, конечно, согласны с отцом.

Как-то вечером дома зашел разговор о предстоящем субботнике в детском саду. «Как думаешь, Саша, - спрашивает отец, что мы можем всей семьей сделать на субботнике?» Тут уж Саша не молчал, целый ряд работ перечислял для каждого. «А все вместе давайте кусты сажать». Все согласились. А мама добавила: «Пусть это будет наш семейный подряд».

Вопрос: Что вам кажется наиболее ценным, интересным в опыте общения взрослых (особенно отца) с детьми, что оно дает для развития ребенка, его трудовой подготовки? (Наиболее благоприятные для воспитания условия - дружеские отношения между взрослыми и детьми, единство взглядов родителей на воспитание, содержательное общение с детьми, которое развивает их в нравственном и умственном отношении. Родители развивают не только привычку к труду, развивают самостоятельность, инициативу в суждениях, делах).

Анкета для родителей

1. С какого возраста нужно начинать формировать трудовые навыки у ребенка? ___

2. Привлекаете ли Вы своего ребенка к труду дома? ___

3. Какие поручения Вы ему даете? ___

___

4. Есть ли у Вашего ребенка свои обязанности? Какие? ___

___

5. Как Вы поступаете:

если ребенок не заканчивает начатое дело (устал, отвлекся и т. д.)

___

если не хочет выполнять поручения, свои обязанности ___

___

6. Какие черты могут воспитываться, по Вашему мнению, у ребенка в процессе посильного труда? ___

___

7. Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе? ___

8. Читаете (рассказываете)ли Вы ребенку о людях разных профессий?

___

Вопросы к детям

1. Нравиться ли тебе трудиться, помогать? Почему?

2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?

3. Если к тебе домой придет друг, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его поучил? Почему именно этой?

4. Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошо потрудился» - что это значит, как ты думаешь?

5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал, что будешь делать?

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе на год. Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе на 2012-2013 учебный год. месяц Коллективные формы Индивидуальные.

Перспективный план работы с родителями во 2 младшей группе. Сентябрь. 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 3. Консультации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников»
Опубликовано: 13 мая 2013 в 17:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мазаева (УИ 105166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД