Светлана Щепина
Родительское собрание «Совершенствование образовательной работы по развитию речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника дошкольного учреждения.
2. Сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша;
3. Научить родителей методам и приемам, применяемым в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами!
Публикация «Родительское собрание „Совершенствование образовательной работы по развитию речи детей“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
И сегодня собрались для того, чтобы объединить наши с вами усилия для успешного речевого развития (наших) детей.
Лекция — диалог «Вопросы речевого развития дошкольников»
«Что же мы пониманием под развитием речи ребенка?»
Развитие речи - это творческий процесс, который происходит в результате восприятия речи взрослого, собственной активности и элементарного осознания явлений языка и речи. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Какие задачи мы должны решать, развивая речь? Воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; её связность при построении развёрнутого высказывания; словарная работа. Рассмотрим подробно каждую задачу.
Развитие святой речи.
Развивая связную речь, мы развиваем диалогическую и монологическую речь.
Что такое монолог и диалог?
Монолог - речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Диалог - разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой- либо ситуацией.
Владение связной монологической речью - это высшее достижение речевого воспитания. Связная речь включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике);
повествование (события в движении и во времени); рассуждение (установление причинно - следственных связей). Что можно предложить дошкольнику для описания? картинки (предметны или сюжетные); собственные рисунки; явления природы, людей; животных и т. д.
Для развития диалогической речи очень эффективно использование методики телефонного разговора и рассказывание по ролям, беседы. После многократного чтения произведения можно распределить роли и пересказать (наиболее интересны и доступны для детей сказки, потешки) (Сегодня увидели пример).
Игру в «Телефон» можно организовать в любом месте и на любые темы. Например: едете в поезде. «Давай, как будто ты проводник, а я пассажир. Позвони мне». Затем можно поменяться ролями. Примеров таких можно привести множество, но мы не можем на них долго останавливаться. Если возникнут вопросы, можем вернуться к этой методике. Но сейчас я хочу сказать главное, чтобы вы находили время для бесед с детьми и не забывали детям демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые должны своим примером показать, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. д.
Также следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственное отношения. Например:
во время уборки игрушек обратить внимание детей на то, куда «разбежались» игрушки (что где находится) : кубики лежат на полу, зайчик спрятался за шкаф, машина заехала под стол и т. д.
Как учить детей употреблять имена существительные во множественном числе? Например: Игра «Волшебник»
а) Прикосновением волшебной палочки (карандаша) все увеличивается в количестве:
- было одно окно - стало много окон,
- был один стул - стало много стульев и т. д.
б) Может, наоборот, всё исчезать:
были кони — нет коней;
были шторы — нет штор и т. д.
В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет).
в) Следующий вариант. Всё, чего касается волшебная палочка, уменьшается в размере:
юбка превратилась - в юбочку;
ложка - в ложечку и т. д. То есть, упражняем ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов.
Особое место мы должны уделять работе с глагольной лексикой:
Учить образовывать глаголы с помощью приставок (шел - пришел - зашел -вышел - перешел - ушел);
учить правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь); учить спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим).
Вот так вот кратко мы остановились на основных моментах развития грамматического строя речи.
Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Необходимо также развивать желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята; сладкий - горький,
Также необходимо детей знакомить с многозначными словами разных частей речи. Например:
кран, ручка;
бежит река, матьчик, время;
острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух.
«Совершенствование образовательной работы по развитию речи детей»
Речь не является врожденной способностью человека, она развивается вместе с его ростом и развитием, то есть практически, всю жизнь. Всю жизнь у нас идет наращивание словаря, (мы узнаем в процессе жизни новые слова и начинаем их употреблять в речи, развивается связная речь, (мы учимся выступать перед аудиторией, формулировать свои мысли разными стилями, в зависимости от того, кто нас слушает).
Давайте же не будем пускать развитие речи детей на самотек, не будем ждать, когда закончится процесс формирования речи, а будем создавать условия для ее развития. Какие же это условия?
Первое и важнейшее условие - это речевое обшение с ребенком. Александр Владимирович Запорожец отмечал: «что при недостатке общения, когда с детьми мало говорят и когда у детей нет потребности в общении, развитие речи отстает в своих темпах». Я понимаю, всем нам всегда некогда, но вы должны помнить, что вы родили ребенка для счастливой и благополучной жизни, а счастья и благополучия у него не будет, если у него не будет развита речь. Сейчас я вам расскажу, как с наименьшими усилиями помочь ребенку овладеть языком.
По дороге из садика обязательно беседуйте с ребенком. «Чем вы занимались», «Что тебе понравилось?», «Чем тебя порадовал сегодняшний день?», «Чем удивил?». Читайте ребенку. Книги подбирайте в соответствии с возрастом, с яркими картинками. И обязательно беседуйте о прочитанном. Пусть ребенок даст характеристику героев рассказа, сказки, опишет их внешность, как он их представил. То есть обратная связь должна быть. Просматривая фотоальбом с фотографиями родственников, спросите, где они живут, кем работают, кем они приходятся вашему ребенку. Если вы ездили к этим родственникам, побеседуйте об этом, обратитесь к его прошлому опыту.
По дороге в садик и из садика можно поиграть в игры, которые не требуют никаких материалов, то есть, словесные игры:
1 «Я заметил». Давай проверим, кто из нас внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых проходим, и говорить, какие они. Например: «Я вижу пушистую кошку», «Я вижу железный почтовый янщк».
2 «Волшебные очки». Представь себе, что у нас есть волшебные очки. Когда мы их надеваем, все вокруг становится красным. Посмотри в волшебные очки: красный дом, красная земля, красное пальто. Естественно, очки могут давать предметам самые разные цвета.
3 «Доскажи словечко»
Ворона каркает, а воробей (чирикает).
- Сова летает, а зайчик (прыгает)
- У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).
- Подушка мягкая, а скамейка (жесткая).
- Я потеряла, а ты (нашел).
В словесные игры можно играть, находясь на кухне.
1 «Давай искать слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета, плиты, кухонного шкафа?
2 «Угощаю»
Давай вспомним «вкусные» слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово, например, «торт», и кладет его маме на ладошку. Мама в ответ
«угощает» его другим словом. Так же можно поиграть в «кислые», «сладкие», «соленые» и другие слова. 3 «Приготовим сок»
- Из яблок сок какой? Из слив? Вишни, моркови, лимона, апельсина?
- А теперь - наоборот: ананасовый сок из чего?
И второе условие - развитие мелкой моторики пальцев рук, о которой вам говорила Лариса Борисовна. Чем более точные и мелкие движения может выполнять ваш ребенок пальцами рук, тем лучше разовьется его речь. Какими упражнениями развиваются пальцы рук? Хотя 5ы 15 - 20 минут в день ребенок должен проводить с мозаикой, пластилином, карандашами, мелким конструктором. Очень полезно перебирать крупу, лепить из теста (опять же на кухне). Раскрашивать карандашами, заштриховывать, обводить. Нанизывать бусины, застегивать — расстегивать пуговицы, шнуровать обувь. Японские ученые выяснили, что между развитием руки и вообще мозга существует прямая связь. Вместе с развитием мелкой моторики руки улучшались память, внимание, все остальные мыслительные
процессы.
«Круглый стол»
Дети очень любят сказки. Любят слушать, любят рассказывать, любят сочинять. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои литературно - творческие способности. Мы сделали сказку не только средством развития литературно - творческих способностей детей, но и основным средством развития речи. Ведь живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.