Яна Жернакова
Родительское собрание на тему «Возможности театрализованных игр в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности использования театрализованных игр в воспитании дошкольников
Игра является частью общечеловеческой культуры, ее истоком и вершиной. Ее можно рассматривать как первую ступень познания мира.
В игре развиваются и формируются отдельные интеллектуальные операции, позиция ребенка по отношению к окружающему миру.
Публикация «Родительское собрание на тему „Возможности театрализованных игр в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В игре происходит развитие сознания, психических процессов, развитие самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, всестороннее воспитание. Дошкольники успешнее всего развиваются в игре, так как это ведущий вид деятельности.
Рассмотрим классификацию игр, в основе которой – представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1)Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:
Игра-экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-изобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные;
2) Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной и воспитательной целями:
Игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
Досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Так же существуют различные виды театрализованных игр. Авторы, в своих работах при рассмотрении видов театрализованных игр выделяютт игры-драматизации и режиссерские игры.
Первая группа – игры-драматизации – это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения.
Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа он проговаривает свои мысли и переживания. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно улучшается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Поэтому, игры-драматизации чрезвычайно полезны и нужны ребенку.
В игре-драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Ролевая игра – игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже заданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных ими правил, определяя направление и исход игры.
Игры-импровизации – это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети будут в недоумении, если им вдруг предложить разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. С помощью мимики, интонации, атрибутов можно загадать загадку. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.
Вторая группа – режиссерские игры. В них «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
В основе сценария такой игры лежит непосредственный опыт ребенка: он отображает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием старшего брата ученика). Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. Отдельные эпизоды ребенок в игре придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого или объясняя все, что происходит.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки и их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно то, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партеров, искать с ними общий язык. В режиссерской игре ребенок учится распоряжаться своими силами и готовится к общению со сверстниками.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, кукольный, теневой и т. д. Показать существующие театры
Таким образом, игра важна для детей дошкольного возраста, так как это главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, познается и приобретается социальный опыт, в игре развиваются высшие психические функции. Театрализованные игры позволяют педагогу и родителям создать условия, позволяющие детям устанавливать взаимоотношения, приобретать и закреплять социальный опыт.