Татьяна Сальникова
Родительское собрание «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Здравствуйте, Уважаемые родители! Я хочу обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос. Подростковое самоубийство.
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, В его сути биологической заложено изначально - выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок - вот это уже настораживает.
Публикация «Родительское собрание „Причины подросткового суицида, Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
По данным всемирной организации здоровья, в 1983 г. В мире покончили жизнь самоубийством более 500 тысяч человек, а 15 лет спустя (1998 г.) – уже 820 тысяч человек, (для сравнения – это Гродно, Брест и Лида вместе взятые) из них 20% приходится на подростковый возраст и юношеский возраст.
За последние 15 лет число самоубийств среди подростков от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах, причина самоубийств стоит на 2-3 местах.
На сегодняшний день этот вопрос очень остро стал в нашем районе, и эти часто обсуждаемые взрослыми, в последнее время, случаи известны не только взрослым, но и детям.
По данным ХМАО-Югры «Советский психоневрологический диспансер» в 2009 году (который обслуживает территории г. Нягань, г. Урай, г. Югорск, Советский район) зарегистрировал 288 суицидальных случаев, из них 26 завершенных, 5 совершено лицами моложе 20 лет.
По Советскому району: 62 суицидальные попытки, из них 8 завершенных, школьников – 3 (5%).
Исследования показывают, что мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет» : о нем думают, пытаются покончить с собой, в том числе в стенах школы.
Как показывает изучение данной проблематики, причиной является стремление обратить внимание взрослых на свои проблемы и выразить протест против безразличия и цинизма со стороны родителей, педагогов либо сверстников (сложные взаимоотношения с педагогами, неблагоприятные семейные условия жизни детей, отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей, социально-психологическое состояние).
В этом заключается некая опасность и необходимость поднять этот вопрос на рассмотрение, т. к. для многих подростков характерна некая внушаемость и стремление к подражанию. И это подражание, стремление быть похожим на кого-то просматривается и в манере одеваться, и в поведении, и в решении каких-то ситуаций.
Суицид - психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды.
Суицид - исключительно человеческий факт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из нее, то он спасен. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным.
Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.
Самоубийца — человек, потерявший веру, надежду, впавший в грех уныния и отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних.
Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он действительно хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
Восьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решил умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали - очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, -говорил мальчик, - иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил, — не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим — будешь знать». — «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, - умереть? Что потом будет?» — «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». - «Когда?» — «Когда смерть кончится». По счастью, его из петли вынуть успели.
Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы был услышан его крик о помощи?
Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без осуждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что своим безобразным криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: «Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала». Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье -это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
Родителям следует помнить : если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии
аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым;
в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
• Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга,
чувствует себя отверженным.
• Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях
с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
• Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.
• Предпринимал раньше попытки суицида.
• Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
• Слишком критично настроен по отношению к себе.
Причины и мотивы суицида у подростков.
Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.
Педагоги часто считают, что у всех учеников к подростковому возрасту выработан защитный рефлекс неприятия учительских назиданий.
Всегда ли прав учитель?
Публикации в Российских СМИ заставляют задуматься.
В статье «Прости меня, мама!» газеты «Экспресс К» (30.03.04г.) описаны две школьные истории, произошедшие в Карагандинской области.
Страшные истории о детях, не желающих огорчать мам своими двойками и переживаниями. Явно что-то не ладится в отношениях «педагог и ученик», если дети предпочитают лучше умереть, чем идти на урок.
Случается это, по-видимому, оттого, что дети попадают в двойные «тиски». С одной стороны, учитель требует от ребенка успеваемости и хорошего поведения, любой ценой, с другой - родители создают у детей установку «не огорчать» взрослых, чем формируют чувство вины и собственных детей, если те вдруг все-таки возьмут и «огорчат».
Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.
Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями.
Бывает, что отношения с подругой или другом становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая жизнь смысла.
В кризисной ситуации не каждый подросток будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера, которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности. Характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.
Сегодня также стоит остро проблема адаптации детей в школьной среде Особого внимания требуют дети, прибывшие из других школ. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье.
Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. К сожалению, не в каждой семье ребенок получает любовь, ласку и сопереживание.
Основные мотивы суицидального поведения у подростков :
1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
2. переживание обиды, одиночества, непонимания;
3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
4. чувство мести, злобы, протеста;
5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
6. страх наказания;
7. избежание трудных ситуаций;
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.
Поводом суицида могут послужить :
• развод родителей;
• болезнь или смерть близких;
одиночество в семье;
• оскорбление другими членами семьи.
1. Конфликты, связанные с состоянием здоровья:
• психические заболевания (психически неуравновешенный человек более
склонен к девиациям, чем нормальный);
«соматические заболевания;
® онкологические заболевания;
«инфекционные заболевания (СПИД, венерические заболевания);
• уродство (как правило, приобретенное).
2. Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента
• боязнь уголовной ответственности;
• опасение другого наказания или позора.
3. Конфликты, возникающие в учебных заведениях.
Здесь причиной конфликта чаще всего могут выступать несложившиеся отношения с коллективом класса или же учителями.
Стоит сказать, что педагог может как недооценивать ученика, так и переоценивать его. Существует возможность того, что, культивируя повышенное самомнение и однажды разочаровав ученика, можно нанести ему серьезную психическую травму. Говоря о конфликтах со сверстниками, нельзя не упомянуть о том, что конфликты в классе (а класс является основной группой ребенка) могут привести его к серьезным девиациям.
Кто подвержен суициду. Группы риска наиболее подвержены суициду.
1. Наследственные суициды.
Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.
2 Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).
Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.
3 Дети-инвалиды.
Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.
4. Трудные подростки
Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.
5 Беспризорники.
Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.
.
Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности.
Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)
«Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;
• Независимость и осознание себя;
• Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников,
потребность вписаться в группу;
• Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;
• Пик эгоизма;
• Сильная застенчивость;
• Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с риском;
• Частое ощущение, что тебя никто не понимает.
Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия) : тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.
Исследования врачей - психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.
Способы суицида.
• Отравления лекарственными препаратами.
• Отравления бытовой химией.
• Порезы вен и повешения.
• Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП с
единственной жертвой - фактически суициды.
Заключение
Несмотря на наличие количество теоретического материала, явно недостаточно работ, которые бы давали конкретные методические рекомендации школьным учителям, родителям и психологам по работе с детьми, проявляющими склонности к суицидальному поведению.
Мое выступление — попытка ликвидировать этот дефицит. Чтобы Вы услышали о выявленной проблеме и стали союзниками, помощниками своим детям и нам.
Конечно, я не претендую на всеобъемлющее раскрытие этого вопроса, но надеюсь, что материал, изложенный здесь, поможет Вам в работе.
Это чудовищно, когда детям вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.
Случаи самоубийств, школьников в последнее время участились. Записки, которые они оставляют, страшно брать в руки. От них веет холодом и смертью. Иногда эти записки попадают в милицию и навсегда оседают в архивах. Но чаще остаются в семье. Последние детские каракули. Медленно, словно радиоактивные частицы, они убивают родителей, обрекая их на безграничную, до гробовой доски, муку.
«Во всем виновата Она. Я ее ненавижу. Она отвратительный человек. Злая, гадкая. Не хочу больше видеть ее и терпеть унижения. .»
«Я его любила. Он меня предал. Никогда не прощу, так и передайте. Пусть знает.»
«Радуйся, мамуля. Ты своего добилась. Я развязал тебе руки. Теперь можешь жить, как хочешь и с кем хочешь. Вдвоем со мной тебе было скучно. Мешать больше не буду Желаю счастья. Твой сын».
Этих детей больше нет. Они добровольно ушли от нас.
Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется расположения мам, пап, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой. Врачи и психиатры называют эти попытки «переигранной демонстрацией».
Во всех детских самоубийствах виноваты взрослые. Чаще всего родители создают ребенку тупиковую ситуацию. Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Несдержанные, злые, они не хотят взять хотя бы часть детской вины на себя, не становятся громоотводом. Ребенок остается в одиночестве. Разразившиеся в доме скандалы, наказания толкают его к петле.
Ребенок находится и живет в нескольких средах: дома, в школе, в компании друзей. И все-таки бывает одинок.
Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга. Акценты сегодня сдвигаются. Одетым, обутым, сытым детям, живущим под мирным небом, не хватает понимания, терпимости. Они мечтают о любви. В семье ребенок получает признание своего «я», утверждается как личность, находит круг друзей, с которыми может поделиться своими переживаниями. В раннем детстве родители и другие члены семьи составляют сферу обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики. Истосковавшись по родительской нежности и ласке, ребенок покупает ее ценой жизни. «Вот умру - поймешь, как плохо без меня.». До самой последней минуты он надеется, что кто-то ему помешает, что кто-то спасет его. И родители, увидев, на какой шаг он решился, испугаются за него и будут его любить.
К сожалению, семейные проблемы являются причиной в 72% случая суицида. Итак, поводом может служить: развод родителей, болезнь или смерть близких, плохие отношения с матерью, безразличие отца, частые вспышки гнева у родителей, гиперопека, насилие в семье, в т. ч. физическое, алкоголизм одного из родителей, экономические проблемы в семье.
Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:
1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность
высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным,
обидам и жалобам.
2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание,
оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
4. Напоминание о значимых для него людях.
5. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет
ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет»,
завтра-«Да».
6. Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
7. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение
красок, накручивание).
8. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя
с самим собой).
9. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь,
когда то, у тебя было. То есть рациональное внушение уверенности.)
Проведя социологические исследования выясняется, что дети пытаются совершить самоубийство, когда кто-то есть рядом. Это, наверное, потому, что до последней минуты им отчаянно хочется жить. И в «Скорой помощи», едва шевеля губами, они умоляют спасти их.
И в заключении, Вам предлагается психологическое тестирование, чтобы понять: правильна ли ваша позиция по отношению к своему ребенку, (тест «Я и мой ребенок», тест «Моя позиция по отношению к своему ребенку -старшекласснику» Г. Пэйн).
Хотелось бы, чтобы каждый из Вас задумался: где проблема (какая) у моего ребенка? Заинтересованность в судьбе ребенка, ваша готовность помочь, дадут ему эмоциональную опору. Убедить его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
Рекомендации родителям :
1. Не вмешивайте детей в решение семейных конфликтов.
Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и
оскорблений!
2. Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного
бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность.
Будьте честными.
4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка,
ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом -
акцент на мысли: «Я — не просто родитель, я — твой друг».
5. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:
- помогите выбрать телепрограмму по интересам;
- читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;
- ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;
Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
6. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными, в требованиях последовательны.
7. Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на
улице. Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на
основе понимания.
8. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел
находить в мире любовь и красоту, то:
- не критикуйте его недостатки;
- не упрекайте, не обвиняйте его;
— не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
— не шантажируйте друг друга властью над ребенком.