Мулдир Досбергенова
Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка»
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в развитии связной речи ребенка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом развития связной речи в семье.
Форма: семинар-практикум.
Подготовительный этап:
1. Анкетирование родителей по теме собрания.
2. Видео «Пчелки играют, речь развивают»
3. Изготовление объявление на собрание
4. Изготовление памятки для родителей «Маленькие хитрости по развитию связной речи дошкольников»
5. Подготовка выставочных материалов (художественная литература для чтения детям, серии сюжетных картинок) по развитию связной речи дошкольников.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя группы Досбергеновой М. М
1.1 Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»
1.2 Просмотр видео сюжета «Пчелки играют, речь развивают»
1.3 Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.
2. Отчет родительского комитета за 2014-2015 учебный год.
3. Выборы родительского комитета.
4. Разное
5. Итог собрания.
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя Досбергеновой М. М о значимости развития связной речи.
– Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя тема нашего родительского собрания посвящена «Ролью семьи в развитии связной речи ребенка».
Мы провели анкетирование в начале месяца по вопросам развития речи детей и его результаты навлекли меня на мысль провести среди родителей семинар-практикум, чтобы
мы обменивались опытом и в дальнейшем смогли работать в тандеме.
Потому что развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами - всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
Основными средствами развития связной речи являются :
• книги художественные произведений, сказки
• дидактические игры;
• театрализованные игры.
Но придется отметить что работы, проводимые в детском саду недостаточно для полноценного развития связной речи, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
По результатам анкетирования выяснилось, что 27% родителей не проводит со своим ребенком работу по совершенствованию речи.
100% родителей хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка. 99% родителей ответили, что они не знают какие знания получает их ребенок на занятиях по развитию речи. Во время сегодняшнего семинара-практикума мы постараемся ответить на эти вопросы и помочь вам освоить приемы работы по развитию речи с помощью разных упражнений.
2. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»
1. Какие вы игры играете дома для того, что бы развивать связную речь ребенка?
Родители делиться своими опытами.
Всем родителям интересно какие работы проводиться в детском саду для развития речи детей. Приглашаю вас на просмотр видео.
(Просмотр видео).
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы : "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
А сейчас дорогие родители я предлога вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.
Игра «Подберите эпитеты к словам»
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- слон (большой, серый, толстый, добрый)
Игра «Сравни предметы между собой». Нужно найти как можно больше сходства и различия.
Стол – стул
Кресло – диван
Рубашка – футболка.
Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)
Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.
Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Это многочисленные пальчиковые игры в стихах.
А какие пальчиковые игры вы играете с ребенком? Ответы родителей. Обмен опытом.
А теперь посмотрим, какие пальчиковые игры знают наши дети (просмотр видео).
Дорогие родители я хочу предложить вам пальчиковую гимнастику «Дом»
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик тюльпана")
3. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?
Обсуждения ответов родителей. Обмен опытом.
Показ видео детей.
А давайте дорогие родители мы тоже помечтаем. Приглашаю вас поиграть в игру «А если бы… Я». Варианты: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».
Всем нам хочется чтобы дети имели хорошую дикцию, которая помогала бы им непринужденно общаться с другими людьми дала бы возможность им ясно и четко выражает свои мысли и чувства. Достигнуть такого эффекта помогает правильная артикуляция речи. Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Подробнее об этом расскажет вам наш специалист логопед.