Галия Мовсумова (Айзатова)
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании здорового ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Роль семьи в воспитании здорового ребёнка
Давайте сначала дадим определение термину «Здоровье» - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия.
А термин «Здоровая семья» - это семья, которая ведёт здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в воспитании здорового ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
( презентация с ответами детей на вопросы: Что такое здоровье? Что необходимо делать, чтобы не болеть? Что вы делаете дома, чтобы быть здоровыми)
Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребёнка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребёнок видит, воспринимает, старается подражать и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь во вновь созданную семью. Поэтому необходимо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни.
Рассмотрим основные компоненты здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными до глубокой старости.
1. Соблюдение режима дня.
Режим дня – это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей.
Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребёнка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.
Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.
В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьёй. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придётся отступить. Сон – это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода. Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. Если ребёнок днём не спит, надо выяснить причину и постараться её устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.
2. Правильное питание.
Питание дошкольника должно быть сбалансированным и должно отличаться от нашего ежедневного рациона ведь его пищеварительная система еще только формируется. Его рацион должен включать в себя только легкоусвояемые компоненты.
Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:
Питание должно снабжать организм ребёнка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов.
Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
3. Оптимальный двигательный режим в семье.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создаёт предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.
Основные правила:
Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательной активности.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
4. Закаливание.
Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребёнка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.
Виды закаливания:
Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру.
Ножные ванны – действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению.
Прогулки на свежем воздухе – можно использовать велосипед, лыжи, ролики.
Хождение босиком – происходит тренировка мышц ног. Начинать хождение босиком следует с 1 мин., прибавляя через каждые 7 дней по 1 минуте.
Солнечные ванны – оказывают на детский организм укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, сопротивляемость организма к заболеваниям.
Купание в водоемах – купание в летнее время, в безветренную погоду при температуре воды 22-23 градусов, при температуре воздуха 25-26 градусов.
5. Соблюдение личной гигиены.
Гигиеническое воспитание дошкольников — это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребёнка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребёнка своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание дошкольников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.
6. Положительные эмоции. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.
Роль родителя в воспитании ребёнка незаменима. Вот почему так важно знать, умеем ли мы воспитывать.
Я предложила вам поучаствовать в тестировании «Какие мы родители» и выявила, что Если вы набрали от 31 до 39 очков %(родителей, это значит, что ребёнок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять его. Вы действуете правильно, можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков % (родителя). Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой, через чур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно того и другого. Советуем обратиться к педагогам.
- Всё с чем сталкивается ребёнок, он впитывает в себя как губка, он не знает правил поведения, законов жизни и т. п. В нашей с вами силе дать ребёнку все то, в чём по нашему мнению он нуждается.
- Мы можем научить ребёнка как хорошему, так и плохому.
- Дети находятся в детском саду 10 часов. У нас есть возможность наблюдать за детьми, беседовать с ними. Выясняется, что наши дети испытывают недостаток ласки, внимания. Это проявляется в плаксивости детей, крикливости, порой агрессией. Он плачет – потому что несчастен, кричит и громко говорит – он не выговаривается дома, агрессия – у него еще недостаточный словарный запас слов, не может объяснить, его недопонимают - отсюда обида и агрессия.
- Мы понимаем, что современная жизнь поглощает вас проблемами бытия, но дети от этого не должны страдать. Уделяйте им побольше времени. Много труда не отнимет, если вы обнимете ребёнка, и скажите о том что вы его любите, Погладите его по головке. Обратите внимание на его достижения. Прочитаете ему на ночь сказку. И каждый день нужно беседовать с ребёнком о том, как он провел день в детском саду, обсуждать прожитые им ситуации. Дать советы, или порадоваться смешному. Жить тесно с воспитателем, обсуждать, советоваться.
Памятки «Воспитание в семье»
II. Как развивать у детей интерес к спорту.
Характер будущего человека, его способности и привычки закладываются с самого раннего детства. Каков будет человек в будущем, зависит во многом от его воспитания в детстве. Особенно важны первые годы жизни ребёнка. Среди полезных и нужных привычек, закладываемых с детства, несомненно, является привитая любовь к спорту
Здорового ребёнка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении, и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребёнка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребёнка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребёнок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребёнка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Пробудить у ребёнка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребёнка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребёнка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребёнку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребёнка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребёнка игрушки.
В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребёнка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Во-первых, первый плюс от занятий любым видом спорта безусловно, является здоровье, которое, как известно не купишь ни за какие деньги. Физическая нагрузка полезна при любых без исключения физических занятиях, будь это одиночный или командный вид спорта. Многие родители очень часто переживают по поводу увеличенной нагрузки, которую приходится испытывать ребёнку при занятиях. Однако, тренеры, которые проводят с ребёнком тренировки, контролируют уровень нагрузки не только визуально, но и при помощи специализированных приборов. При правильной физической нагрузке занятия спортом способствуют формированию осанки и фигуры.
Во-вторых, привитая любовь к спорту позволяет ребёнку не только быть в отличной спортивной форме, но и отвлечет в дальнейшем его от пристрастия к вредным привычкам, коими являются курение, алкоголь и наркотики.
В-третьих, спорт – это отличная форма проведения досуга, как в детстве, так и в старшем возрасте.
В-четвертых, занятия спортом являются положительным аспектом для будущей карьеры ребёнка, позволяя выгодно выделяться ему среди остальных претендентов на занимаемую должность. Кроме того, работодатель охотно берёт таких работников на вакантные места, зная, что такой будет не только отлично справляться со своими обязанностями на рабочем месте, но и с успехом защищать честь организации на спортивных соревнованиях. Опять же такой работник меньше болеет, а значит, ему нужно будет меньше закрывать больничных листов и он чаще будет на рабочем месте.
Ну и, наконец, занятия спортом в среде своих единомышленников позволят ребёнку находиться в одном коллективе с ними, жить общей жизнью, общаться и дружить, то есть ребёнок получит те качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Перечисления положительных аспектов от занятия спортом можно продолжать и далее, доказывая тем самым, что спорт дело весьма полезное и нужное. А если родители будут поощрять занятия спортом и жить одной жизнью с ребёнком, то возможно, что они смогут воспитать и будущую звезду
Дети знака Огня - Овен, Лев, Стрелец. Среди великих спортсменов их большинство. Отличаются лидерскими качествами, честолюбивыми задатками быть на виду и на первых местах
Дети знака Земли - Телец, Дева, Козерог. В них изначально заложено упорство, настырность, зависимость от привычки. А также любовь к порядку и повиновение авторитету. Втянувшись в тренировочный процесс, трудяга будет биться до последних сил.
Дети знака Воздуха - Близнецы, Весы, Водолеи. У них хорошее чувство локтя, командная игра им принесёт большую радость. Спорт - единственная возможность направить энергию в позитивное русло.
Дети знака Воды - Рак, Скорпион, Рыбы. Отлынивать от физкультуры для них - милое дело. «Не хочу» - частое сопровождение их страхов. Спорт необходим для усиления характера и иммунитета. Отличаются волевыми качествами, но небольшим запасом физических сил.
Дорогие родители! Движение-это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы!
Тест Какие мы родители?
Постарайтесь ответить на предлагаемые вопросы откровенно
Вы можете указать Ф. И. О___
№ п/п Вопросы Ответы
Можете ли вы:(А)Могу и всегда так поступаю (Б)Могу, но не всегда так поступаю (В)Не могу
1 В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? А Б В
2 Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3 Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В
4 Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б В
5 Овладеть собой, сохранить самообладание, если поступок ребенка вывел вас из себя? А Б В
6 Поставить себя на место ребенка? А Б В
7 Поверить хотя бы на одну минуту, что вы добрая фея? А Б В
8 Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? А Б В
9 Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б В
10 Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В
11 Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и ни во что не вмешиваться? А Б В
12 Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо крикнул, обидел чужого ребенка? А Б В
13 Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, прихоть? А Б В
Подсчитайте очки:
ответ «А» --- 3 очка,
ответ «Б» --- 2 очка,
ответ «В» --- 1 очко.
Если вы набрали от 31 до 39 очков, это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять его. Вы действуете правильно, можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой, через чур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно того и другого. Советуем обратиться к педагогам.