Лучший педагог года

Родительское собрание в 1 младшей группе «Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье»

Наталия Решетникова
Родительское собрание в 1 младшей группе «Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье»

Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

(слайд 2)

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Е. Щукина

Публикация «Родительское собрание в 1 младшей группе „Развитие речи детей, Создание развивающей речевой среды в семье“» размещена в разделах

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

(слайд 3)

И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.

(слайд 4)

А как вы думаете, когда начинается развитие речи ребенка? (Ответы родителей).

(слайд 5)

Конечно же с самого рождения. Маленький ребеночек еще не говорит, он даже не лепечет, не гулит, не агукает, а уже подготавливается база для того чтобы он овладел красивым языком. Этот этап развития вы уже прошли.

Главное теперь не упустить следующий этап – этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи родного языка. И продолжается этот период (этап) от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Об этом вы можете более подробно узнать на моем сайте (http://reshetnikova.pav8.caduk.ru) в рубриках «Речь детей 2-3 лет» и «Речь детей 3-4 лет». То есть время у нас еще есть, главное его не «проспать» и использовать все возможности, сделать все, что от нас, взрослых, зависит, чтобы речь наших детей была правильной, красивой, и чтобы в дальнейшем (к 5-7 годам, не пришлось исправлять ее, корректировать, то есть обращаться к логопеду.

(слайд 6)

Но для начала давайте с вами разберемся, что же такое «развитие речи», что мы должны развивать у ребенка? (Ответы родителей)

(слайд 7)

А начну я с того, что многие родители имеют ошибочное мнение по этому вопросу, что не только не способствует речевому развитию детей, а наоборот, существенно тормозит его. Такие ошибочные мнения я называю мифами о развитии речи детей.

Мнение 1 и ошибка 1. Пока ребенок не говорит - развивать речь не надо. То есть надо ждать, когда речь вызреет, и тогда, если заговорил - будем развивать, не заговорил - пойдем к логопеду. Это мнение очень мешает развитию речи, и в этом корень проблем речевого развития у большинства детей.

Мнение 2 и ошибка 2. Заговорил, значит, развитие речи закончилось. Главный результат уже получен. Это очень распространенное мнение среди родителей. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил, как только первые слова у него появились – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и загадок, и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы и умение их отличать друг от друга, и логические речевые задачки, и игры со звуками, слогами, предложениями, и пересказы, и многое другое.

Мнение 3 и ошибка 3. Развитие речи - это логопед. Самая распространенная ошибка в развитии речи – это понимание развития речи слишком узко — как работы логопеда по постановке у детей нарушенных звуков. Считается, что если ребенок выговаривает все звуки, то речь у него хорошо развита и ничего развивать не нужно, что совсем не так! Логопед занимается коррекцией речи, т. е. исправлением ее нарушений речи у детей и взрослых. То есть логопед проводит занятия с детьми, у которых речь уже нарушена и помогает малышу в исправлении нарушений речи. Причем нарушения речи касаются не только звуков, но и речевого дыхания, интонации, темпа и тембра речи, а также грамматики, словаря, связной речи, то есть всех сторон речевого развития. При нормальном развитии речи логопедические занятия ребенку не требуются. Но развивать его речь очень нужно и важно! А значит, ему нужны занятия и игры не по коррекции речи, а по развитию речи.

Мнение 4 и ошибка 4. Нужны занятия по учебникам уже в детском саду. Некоторые родители, имея такое мнение, покупают огромное количество различных пособий, рабочих тетрадей, и начинают усердно заниматься с детьми, начиная уже с 5-6 месяцев (или даже раньше). Единственный результат, которого можно добиться таким «развитием» - напрочь отбить у ребенка охоту заниматься.

Мнение 5 и ошибка 5. Развитие речи - обучение грамоте (чтению) Очень часто понятие «развитие речи» сужается только лишь к подготовке детей к обучению грамоте, или рассматривается еще более узко – только как обучение чтению. То есть в этом случае родители считают, что развитие речи у дошкольников – это обучение детей чтению и хорошее знание малышами букв. Но быстрое чтение и знание таких понятий как «слово», «слог», «твердый согласный», «мягкий согласный», «гласный», «предложение» — это лишь маленькая, очень узкая частица целостной системы развития речи в дошкольном возрасте. А все остальное: словарный запас, точное понимание смысла слов, языковое чутье, владение грамматикой русского языка, владение интонацией, речевым дыханием, владение средствами выразительности-это то, что входит в понятие «развитие речи» и плюс к этому - обучение грамоте.

Мнение 6 и ошибка 6. Развитие речи - это просто запоминание и называние разных объектов ребенком по картинкам (запоминание и называние названий городов, деревьев, цветов, животных, стран, частей тела, птиц, рыб и т. д.). И надо сделать так, чтобы малыш побольше слов – названий предметов запомнил, вот и будет развита его речь. Это не так. Развитая речь – это намного больше, чем простое называние предметов.

(слайд 8)

Итак, мы определили, что развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка. Что же включает в себя развитие речи – какие направления в нем выделяются:

• Звуковая культура речи

• Развитие словаря

• Усвоение грамматического строя речи

• Развитие связной речи

• Подготовка к обучению грамоте

Об этих направлениях более подробно (т. е что они в себя включают) вы можете узнать из статьи «Что такое развитие речи?» на моем сайте

(слайд 9)

Цель развития речи детей в дошкольном возрасте - помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке. Научить его точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т. е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым, а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).

И этой цели мы с вами, уважаемые родители, должны добиваться вместе.

Я хочу с вами поговорить о том, как создать речевую среду дома, чтобы у ребенка была возможность и дома свою речь развивать. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить.

Заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил. Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка. И вот для того, чтобы ваше общение было развивающим, чтобы Вы смогли обеспечить ребенку речевую среду в семье, я хочу познакомить Вас с некоторыми способами развития речи детей. Они не требуют специальной подготовки, но очень действенны. Систематически используя их, можно получить замечательный результат!

Способы развития речи детей(рассказ по слайдам)

• Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет) (слайд 10)

• Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года) (слайд 11)

• Непонимание речи малыша (1-2 года) (слайд 12)

• Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с2-3 лет до 7 лет) (слайд 13)

• Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (с 2-4 лет) (слайд 14)

• Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет) (слайд 15)

• А как ты думаешь? (с 3 лет) (слайд 16)

• Развернутый ответ (с 3лет) (слайд 17)

О других способах развития речи детей в семье и о том, что еще поможет в речевом развитии Ваших малышей, Вы можете найти на сайте http://reshetnikova.pav8.caduk.ru

(слайд 18)

О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей?

•С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.

•Когда мы говорим с ребенком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное, а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би»

•Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.

•Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!

•Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.

(слайд 19)

Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!

Спасибо за сотрудничество!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в 1 младшей группе «Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье»
Опубликовано: 21 марта 2015 в 06:24
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД