Лучший педагог года

Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Ирина Калугина
Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»

Воспитатель приветствует родителей.

Воспитатель : ребенку исполнилось четыре года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над, тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка“» размещена в разделах

Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте как о «пустом» времени, когда дитя только растет и забавляется. Отечественные и зарубежные ученые пришли к единодушному выводу: именно в этот период закладываются основы бедующей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка.

Психологи XX в. доказали, что сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения.

Сенсорное воспитание это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов - внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения.

Можно ли учить ребенка?

Захочет ли он учится и будет ли усваивать, то, что мы захотим?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это и позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.

Ребенок в этом возрасте может учиться, и научить его можно очень многому. Но родителям необходимо знать, чему учить и как, какими методами пользоваться.

Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии.

Задача взрослых – не научить ребенка чему-то не обычному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития.

В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Правильное восприятие формы, цвета, величины и других свойств, и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель : перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в ящике ощущений.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, обладающими разными качествами и свойствами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо ребенка обучать основным умственным действиям и правилам восприятия.

Если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то оно оказывается поверхностным и неполноценным.

И вот сегодня мы предлагаем вам пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста и в итоге узнать, что находится в этом ящике.

Разминка

Найти ответ на вопрос: Какова форма познания у детей 3-5лет?

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ МИРА

Познание осуществляется в двух основных формах:

Чувственное познание, когда окружающие предметы воздействуют на все наши органы чувств. Мы их воспринимаем, ощущаем и представляем.

Дошкольный возраст (формирование мышления наглядно-образное)

Абстрактное мышление – логически мыслить (формируется с 9до 14 лет)

Ощущения – отражения отдельных свойств предметов (гладкий - шершавый, мягкий - твердый и т. д.).

Восприятие – отражения внешнего материального предмета (слышим, видим, тактильно чувствуем).

Ощущения и восприятие становятся основой для формирований представлений.

Представления это чувственный образ предмета, они могут быть воспроизводящими, творческими и фантастическими.

Анализ результатов обследования детей.

Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей, соседей. Но, отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка, не обращают внимание на наиболее важные вещи, которые характеризуют действительный уровень его развития.

Все дети разные и развиваются они по-разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии :

• Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.

• Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диванчик, стульчик).

• Умение рисовать.

Данные умения родитель может выявить в ходе повседневных наблюдений за ребенком. Но для того чтобы выяснить, как ребенок воспринимает цвет, форму, величину предметов, нужна проверка, которую мы, педагоги, проводим по методике Л. Венгера.

(Результаты методики раздаются родителям)

В этот период психологи не уделяют много внимания запоминанию сказок, стихов, букв. Это сделано вполне сознательно, не потому что считают, что ребенку не нужно читать, рассматривать с ним картинки, побуждать его к повторению услышанного. Это полезные виды занятий, о которых мы вспомним позднее. Но придавать слишком большое значение совестной «учености» в 3 года не стоит. За ней стоит не восприятие и мышление, а механическая память и уровень овладение речью, который отнюдь не совпадает с уровнем умственного развития.

Содержание и методы сенсорного развития

Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста : зрения (цвет, форма, величина); осязания (вес, фактура, температура); обоняния (запахи); слуха (звуки, вкуса.

Мы познакомим вас с некоторыми развивающими заданиями. Используя их в семейной практике, вы сможете сами придумать новые.

Советы:

рекомендации не нужно принимать как готовые рецепты;

каждый ребенок своеобразен;

отбирать в зависимости интересов и склонностей;

не заставлять если ему не интересно.

Показ дидактических игр.

К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать пять форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов.

Рекомендуем использовать такие игры, как «Почтовый ящик», «Заплатки», а также лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Научите находить малыша сходство и различие между предметами, составлять группы из однородных по форме, цвету, величине предметов, выделять и убирать не соответствующий группе предмет.

Результаты сравнения предметов по величине нужно обозначать словами: маленький - большой, высокий-низкий, короткий-длинный, широкий-узкий, различные-одинаковые.

Так же называется форма предметов: круг, квадрат, треугольник. Можно предложить ребенку найти предметы похожие на геометрические фигуры (солнце, мяч, монетка – круг; часы, телевизор, картина – квадрат и т. д.)

Различать и употреблять понятия: «один – много», «больше – меньше», «поровну», использовать приемы наложения и прикладывания предметов, пользоваться понятием «столько – сколько».

Познакомить ребенка с материалами, из которых сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, металл и т. д., научите их различать на ощупь, расскажите об их свойствах.

Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве своего дома, детского сада, двора, правильно обозначать расстояние (далеко – близко, высоту (высоко – низко, тяжесть предмета (тяжелый – легкий).

К 4 годам необходимо научить ребенка понимать смысл слов : спереди – сзади, слева – справа, предлогов: на – над – под, в – из.

Воспитатель : сейчас мы предлагаем вам выполнить несколько творческих заданий.

1. Обследовать мысленно объект (птицу, снег, елку)

Какие анализаторы вы задействовали для получения полного представления о нем?

2. «Передай по кругу».

Придумайте действия, которые можно совершать с этим материалом для выявления его свойств.

Вода – наливать, переливать, поливать, разбавлять, окрашивать, кипятить, замораживать, охлаждать и т. д.

Песок – брать, бросать, пересыпать, мочить и т. д.

Глина – мять, лепить, обжигать, мочить, размягчать и т. д.

Камни – держать, кидать, точить, топить и т. д.

Пуговицы – пришивать, держать, раскладывать, и т. д.

Бумага – держать, мочить, мять, клеить, резать, щупать и. т. д.

«Самая лучшая игрушка для ребенка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка это кучка песка» (Ушинский)

Действительно, песок, вода, глина, бумага, крупные пуговицы – любимые материалы для игр и занятий детей младшего возраста. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что герои и объекты наших первых игр, обыкновенные кастрюли, ложки, банки, природный материал.

Наш объект:

Определим на ощупь наш предмет.

- Уважаемые родители, теперь вам известны все свойства неизвестного объекта. Как вы думаете, что это?

Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование у вас понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса.

Угощение фруктом

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых как и у детей познание неизведанного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к преставлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Проверка дошкольников по методике Л. Венгера.

Восприятие цвета

1. Выбор по образцу.

Материал: два набора по шесть карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового)

2. Простейшие действия с учетом цвета.

Материал: два кубика одинаковой величины, но разного цвета.

Два кубика у ребенка (название цветов употреблять нельзя).

3. Проверка понимания и употребления слов – названий цветов.

Материал: два набора по шесть карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового)

Оценка получаемых результатов. Вполне удовлетворенными для трех летки будут правильное выполнение выбора по образцу, учет цвета при выполнении конструктивного задания без экрана, умение выбирать по названию 3-4 цвета, умение правильно называть 2-3 цвета.

Восприятие формы

1. Выбор по образцу.

Материал: пять пар картонных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник).

2. Простейшие действия с учетом формы.

При проверке учета формы в действии строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета (можно использовать и другие две детали строительного материала разной формы).

3. Проверка понимания и употребления слов – названий формы.

Ребенок по очереди выбирает те фигуры, которые называет взрослый.

Оценка полученных результатов. Норма, если ребенок правильно по образцу выбирает круг, квадрат, треугольник (при этом он может путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником, стоит башню по прямому показу, выбирает по названию три фигуры. Активное использование названий в собственной речи вообще не обязательно, и вполне приемлемы предметные названия форм («домик», «крыша» и т. п.)

Восприятие величины

1. Выбор по образцу.

Материал: два картонных кружка, одинакового цвета, различающихся по величине.

2. Простейшие действия с учетом величины.

Башня строится из двух кирпичиков разной величины.

3. Проверка понимания и употребления слов – названий величины.

Проверяется понимание и употребление слов «большой», «маленький».

Оценка полученных результатов. Обычно дети 3 лет все задания выполняют успешно (кроме названий).

1. Сообразительность

Материал: склеенная из картона плотная трубочка, конфета и палочка.

2. Понимание словесных указаний.

Два три последовательных действия.

3. Составление целого из частей.

Материал: разрезные картин кубики с изображением животного или автомашины, разрезанными по вертикали и пополам.

4. Складывание трехсоставной матрешки.

Воспитатель : все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая, первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит, для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует.

Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

Если ребенок визуалист

• Ему могут, не нравится прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.

• Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

• Он быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.

• Он приобретает навыки путем наблюдения.

• На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

Если ребенок аудиалист

• Любой активности он предпочитает разговор. Он может беседовать даже сам с собой – это нормально.

• Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

• Он хорошо запоминает словесный материал.

• Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Если ребенок кинестетик

• Для него больше чем для других важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

• У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.

• Он лучше все запоминает информацию в процессе деятельности.

• Что бы он ни отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

«…Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его».

(К. Ушинский)

«Учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

(А. Франсуа)

Публикации по теме:

Нетрадиционное родительское собрание во второй младшей группе «По волнам развития речи»Нетрадиционное родительское собрание во второй младшей группе «По волнам развития речи» Конспект нетрадиционного родительского собрания во 2 младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Цель: Раскрытие.

Родительское собрание «Аппликация как способ развития творческих способностей ребенка» Цель: Обеспечить понимание родителями необходимости развития ребенка как неотъемлемой части его жизни посредством аппликации и нетрадиционной.

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению. Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник,.

Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное развитие ребенка 2–3 лет» Повестка нашей встречи такова: 1. Об адаптации детей. 2. Что такое сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. 3. Разное. Цель:.

Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка — залог интеллектуального развития» в форме мастер-классаРодительское собрание «Сенсорное развитие ребенка — залог интеллектуального развития» в форме мастер-класса 24.11.17года провела собрание для родителей младшей группы на тему: «Сенсорное развитие ребенка – залог интеллектуального развития» в форме.

Родительское собрание в младшей группе «Особенности развития ребенка 4-го года жизни. Игра как естественный способ развития» Собрание в младшей группе (3 года) Тема: «Особенности развития ребенка 4-го года жизни. Игра, как естественный способ развития ребенка».

Родительское собрание в первой младшей группе «Забота о здоровье ребенка» Цель: способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия. Ход собрания:.

Родительское собрание во второй младшей группе «Математическая деятельность как средство развития интеллекта» Родительское собрание во 2 мл. гр. Воспитатель: Ручкина Н. В. Тверская обл., г. Ржев, МДОУ детский сад №23 «Звёздочка» ТЕМА: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ.

Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие,.

Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребенка»
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 04:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД